Две грани одного таланта



Две грани одного таланта

Красиво петь самой и обучать этому других ­ жизненное кредо замечательной певицы, солистки Курской государственной филармонии, заслуженной артистки России Ирины Стародубцевой. Венцом ее педагогической деятельности стала кафедра вокального искусства в Юго­Западном государственном университете, которая в этом году отмечает 5­летие с момента основания.

Наша кафедра существует и благодаря, и вопреки, ­ рассказывает Ирина Филипповна. ­ Вопреки – потому что Курск хоть и музыкальный город, но это все же не центр вокального искусства: здесь не было своего Федора Шаляпина или Леонида Собинова. Зато тут родились такие таланты, как исполнительница народных песен Надежда Плевицкая и гений русской культуры Георгий Свиридов, открылось второе дыхание у великого поэта-­лирика Афанасия Фета. И думаю, что это не случайно, ведь у нас находится «место силы», связанное с Коренной иконой «Знамение». Поэтому человек, волею судьбы оказавшийся на курской земле, попадает под ее покровительство. И если он действительно работает на добро, то в дальнейшем очень благосклонна к нему наша святыня и помогает во всех его делах.

Кафедра появилась благодаря замечательному ректору ЮЗГУ Сергею Емельянову. В 2011 году мы встретились с Сергеем Геннадьевичем на Коренской ярмарке. И, видно, у меня в глазах была написана печаль­-забота, что он спросил: какие проблемы? Я ответила, что за плечами накопилось столько, что хочется отдавать. Есть много талантливых людей, которые могли бы воспитывать новое поколение музыкантов высокого полета, передавать свой опыт. Он ответил, что университет теперь классический, и они имеют право открывать гуманитарные направления. И назначил мне встречу уже в вузе.

К тому времени он изучил суть вопроса, а я предложила организовать при ЮЗГУ своего рода консерваторию – с тем, чтобы воспитывать вокалистов, инструменталистов, пианистов, скрипачей, духовиков. В августе уже был готов пакет документов. Сразу все охватывать не стали ­ в ноябре 2011 года Министерство прислало разрешение на образовательную деятельность по направлению подготовки «Вокальное искусство. Академическое пение». В общем, все сложилось благополучно, в нашей команде работают профессионалы своего дела с кандидатскими степенями, лауреатскими званиями, большим опытом методической и педагогической работы.

4 года подряд государственный экзамен у всех наших выпускников принимает Петр Сергеевич Глубокий, народный артист России, профессор Московской государственной консерватории, солист Большого театра. Нареканий с его стороны не было – мы стараемся воспитывать творческие личности с индивидуальной установкой, согласно его типу голоса.

– Суть педагогики – отдавать. Но для этого за плечами нужно иметь то, чем можно было бы делиться. Как же приобретался ваш творческий багаж?

– Я курянка, мама моя из Поныровского района, с хутора Первомайский. Своей жизненной энергией, – и в этом я пошла в нее, – она пробивала себе дорогу сама: работала по комсомольской, а затем по партийной линии. Сегодня ей уже за восемьдесят, но она прекрасно себя чувствует, любит трудиться на земле. Папы, к сожалению, уже около 10 лет нет с нами, но именно по отцовской линии идут мои певческие способности – вся его украинская семья была поющей.

У нас были пластинки с записями самых лучших советских эстрадных исполнителей, а народные песни в исполнении Руслановой я знала наизусть еще школьницей младших классов. С творчеством Плевицкой познакомилась в годы обучения в музучилище. Правда, тогда она меня не впечатлила, зато потом, работая в филармонии над программой русских народных песен, я пришла в восторг. Это же русский Баян, которого князья почитали в Древней Руси. И сегодня всем своим студентам советую: слушайте Плевицкую, то, что она делает своим голосом, вы не услышите сегодня ни у кого.

Ввиду той атмосферы, что царила в нашей семье, я не могла, конечно, миновать такую ступень, как музыкальная школа. А потом и училище – нынешний колледж имени Свиридова. Закончила теоретическое отделение, но параллельно занималась вокалом с нашим ведущим тогда педагогом Людмилой Переверзевой, которая и начала лепить из меня творческую личность.

Саратовскую консерваторию мне довелось заканчивать дважды. После окончания музыковедческого факультета я начала профессионально заниматься вокалом у Леонида Григорьевича Зотова – и второй раз закончила то же самое учебное заведение уже как вокалист. Училась заочно, имея семью, работая в детской музыкальной школе, а затем в музучилище, выступая параллельно в концертных программах. После консерватории приглашения были различные: и в Саратове остаться – примой театра оперетты, и от Воронежского оперного, и даже на Мальту – петь «Травиату». Но я осталась верна своему родному Курску.

– Что, по­-вашему, главное для певца?

– Быть одержимым своей профессией. В любой момент нужно быть готовым выйти на сцену. Вот, например, сегодня утром звонит худрук: Ирина Филипповна, на открытии международного молодежного форума нужно спеть гимн России, сможете? Без проблем! Платье, туфли с собой, а голос всегда при мне – это ведь не виолончель носить.

Но чтобы он был всегда в порядке, им, как гимнастикой, нужно заниматься каждый день.

– Знакомясь с вашим репертуаром, удивляешься, в первую очередь, его обширности. Каковы ваши творческие ориентиры?

– Люблю все. От самого старинного до самого современного. От барокко до модерна. Я экспериментатор. Считаю, что это только на пользу голосу.

А если говорить о самой большой любви – это великая певица Мария Каллас. Я очень многому у нее училась и слушать ее могу бесконечно. Иногда от критиков приходится слышать о неровностях ее голоса, но пока не знаю ни одной певицы, которая столь гениально, посредством голосовых нюансов могла бы создавать образы своих героинь.

– Какие у вас еще увлечения по жизни, помимо музыки?

– Честно сказать, обожаю только это. Все мое жизненное пространство занимает музыка.

– А мировоззрение у вас, судя по всему, вовсе не материалистическое

– Настоящее искусство не может быть бездуховным. Я пришла к вере как­-то незаметно и естественно. С детства отложилась внешняя фоновая сторона – празднование Рождества, Пасхи. Поскольку в Понырях храма не было, моя бабушка ходила в церковь за несколько верст, в Никольское. В 90­х, когда начала возрождаться религиозная традиция, я с большим трепетом участвовала во многих концертах – пасхальных и рождественских, подбирая определенный репертуар.Есть Кто­-то выше меня. Тот, кто оберегает, направляет. В предопределение не верю – наоборот: перед человеком 100 дверей, и он сам должен выбрать, в какую из них постучать. И, конечно, работать на добро для этого прекрасного мира.

– Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в искусстве, культуре?

– Она весьма сложная. К сожалению, теряются ориентиры прекрасного и человеческого. Людям не хватает элементарных понятий. Культурный уровень сегодня недостаточно высок. Сходить в Большой театр, филармонию стало не потребностью, а всего лишь делом престижа. Куда исчезла внутренняя необходимость работы над собой? Но это не вина, а беда общества потребления. А ведь человеку не так много и надо. В этой связи полезно изучать опыт различных культур и традиций. Так, китайские императоры имели специальных людей, которые ездили в самые отдаленные провинции и фиксировали все, чем живут люди. Все это собиралось, изучалось и сохранялось. А теперь давайте вспомним, что произошло у нас в 90­е, когда на авансцену вышла «подворотня» – и то, что раньше писалось на заборах, нередко звучит с телеэкрана. С утратой ориентиров упал и общий уровень. С тех пор мы только чуть­-чуть приподнялись.

– Что бы вы пожелали сегодня Курску и чего, на ваш взгляд, не хватает в его культурной жизни?

– Мне бы очень хотелось, чтобы наша филармония стала образцом высокого профессионального искусства, где чаще звучали бы шедевры мировой классики, проверенные временем. А ее репертуарная политика сегодня, к сожалению, определяется не ее художественным советом, а решениями извне. Мне думается, именно поэтому нет четкого понимания, чем филармония должна отличаться от дворца культуры или творческого центра. Мне кажется, нужна определенная дифференциация.

Была очень рада, что мои мысли оказались созвучны словам Президента России Владимира Путина, прозвучавшим на его недавней встрече с деятелями культуры и искусства о необходимости создания в каждом городе музыкальных театров, главное предназначение которых не в развлечении, а в повышении культурного уровня людей. И я думаю, что мы, куряне, достойны того, чтобы и в нашем городе появился и музыкальный театр, и институт искусств, и новый кукольный театр, и новая картинная галерея, и большой краеведческий музей. Ведь история курского края столь многогранна и значительна, что требует особого внимания для ее сохранения и передачи потомкам. Возможно, что разработка нового закона о культуре и вопрос о подготовке кадров для ее сферы будут способствовать решению этих важных задач.

Беседовал Олег Качмарский