Из глубин народной жизни

  • 28 апреля 2017
  • 14:30

sviridov-1В Свиридовском центре искусств Курской государственной филармонии состоялась презентация второго издания книги Георгия Свиридова “Музыка как судьба”, вышедшей в московском издательстве «Молодая гвардия». Нестандартными и острыми суждениями произведя переполох в среде российской интеллигенции, она стала библиографической редкостью. И вот — долгожданное переиздание, подготовленное по инициативе племянника композитора — Александра Белоненко.

На презентации своими впечатлениями поделились близко знавшие Георгия Васильевича деятели российской культуры.

— Относиться к высказываниям Свиридова — гражданина, философа, композитора — можно по-разному, — сказал народный артист России, дирижер Владимир Минин. — Но воспринимать их нужно в контексте как эпохи, так и личности композитора. Из истории музыки можно вспомнить непримиримое противостояние двух музыкальных лагерей — Верди и Вагнера. Говорят, что о вкусах не спорят. Еще как спорят! Когда Михаил Глинка создал оперу «Иван Сусанин», некоторые музыкальные и околомузыкальные круги называли это «кучерской музыкой». Любое значимое явление в искусстве имеет своих сторонников и противников. Музыка Свиридова вырастает из глубин народной жизни, она не придумана композитором — это озвученная жизнь. В свете такой музыки все надуманное и неестественное предстает сплошной бутафорией. Вот этим и объясняется неоднозначная реакция на книгу.

По мнению писателя-музыковеда Алексея Вульфова, размышления великого курянина стоят в одном ряду с трудами таких мыслителей ХХ века, как Николай Бердяев и Иван Ильин, на высочайшем уровне осмыслившими духовную миссию России. С той разницей, что писали они в первой половине столетия, приходящиеся же на конец века дневники Георгия Свиридова уникальны для своей эпохи. Это книга, в которой при огромном множестве деталей — бытовых, жизненных, религиозных — нет мелочей, и является она важнейшим духовным слепком, исповедью о российской судьбе ХХ века.

— Очень сложно говорить о Свиридове в прошлом времени, поскольку он — человек будущей России, — подытожила выступление коллег профессор Московской государственной консерватории Елена Савельева. — И нам нужно делать все возможное для того, чтобы время Свиридова наступило как можно скорее.

Олег Качмарский

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости