Хранители древней традиции

  • 13 сентября 2017
  • 13:55

Четвертьвековой юбилей отмечают в этом году центры ремесел ­ филиалы Курского областного дома народного творчества в Судже и Саморядово. С чего все начиналось и о современной истории в беседе с корреспондентом нашей газеты рассказали представители культурных учреждений.

Глина  и ее особенности

samoryadovskie-umelicy

Умелицы из Саморядово

Суджа по праву считается гончарной столицей курского края. По свидетельству народного мастера России Юрия Спесивцева, традиция эта уходит в глубину истории – в эпоху археологической Черняховской культуры III­V веков новой эры. Сохранившиеся до наших дней легенды слободы Гончаровка, расположенной неподалеку от Суджи, повествуют о том, как святые, шедшие из Иерусалима на север Руси, сделали остановку на местной горе и предсказали, что здесь будет большой гончарный промысел. И уже в первом описании города 1664 года упоминается Гончарная слобода в 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор, а ведь в то время даже в более крупных поселениях не было такого скопления мастеров по глине.

Суджанский центр народных промыслов и ремесел ведет свою историю с 1992 года, когда при местном отделе культуры открылись специальные производственные мастерские. Начинать приходилось с преодоления трудностей. Помещения, ранее принадлежавшие консервному заводу, были в крайне заброшенном виде. Единственное преимущество – глину могли взять рядом, в Горнали – там большие залежи, ранее обеспечивавшие этим материалом весь район.

У истоков центра, будучи его идейным вдохновителем, стоял Юрий Спесивцев. Хозяйственные же заботы взял на себя директор Сергей Травкин. В настоящее время главным направлением деятельности центра является суджанская глиняная игрушка – как традиционная, так и авторская. Алла Минакова в центре уже 23­й год, работает с детьми, ее ученики неоднократно становились дипломантами выставок и детских конкурсов, среди которых особое место занимает межрегиональный фестиваль «Заиграй, моя игрушечка».

– Насколько себя помню, – рассказывает Алла Анатольевна, – моя деятельность всегда была связана с глиной. В свою работу включаю не только традиционную, но и современную игрушку. Традиционная – это уточки, петушки, свистунцы и погремушки-­барыни – то, что идет еще от слободы Гончаровка. За всю свою жизнь я слепила огромное количество самых разных изделий, но объединяет их именно наша традиция. Как педагог, стараюсь объяснить и сохранить ее: показываю, какие бывают игрушки, из чего и как они лепятся, рассказываю о свойствах глины, как она в руках себя ведет. Затем перехожу уже на суджанские особенности.

Ведь везде свое. Курчатов, Кожли, Дымково – даже принцип лепки немного другой – не тот, что в Судже. Особенность местной традиции проявляется в различных мелких элементах, деталях, она видна во всем. И рисунок отличается, и форма.

– Обожаю также и авторскую игрушку, – продолжает Алла Минакова. – Интересные идеи навевают сказочные персонажи Пушкина, взять хотя бы «Золотую рыбку» – дед, бабка, избушка – а в трех фигурках целый мир.

alla-minakova-vedet-urok

Алла Минакова ведет урок

И это, конечно, привлекает детей – фантазировать можно как угодно. Но, с другой стороны, ребятам нужно прививать знания о том, что было в старину, от чего мы отталкиваемся.
Традиционная игрушка дисциплинирует – нельзя менять ее фигуру, раскраску. А что касается свистунцов, то в давние времена на ярмарках дудели в них. Далеко не каждый может здесь преуспеть – тут ведь нужно правильный прокол сделать, чтобы свист получался.

Зато очень хорошо это удается мастерицам центра. Помимо Аллы Анатольевны, это и Анна Рыбкина, работающая здесь уже 10 лет, и нынешний директор Ольга Несмачная, и специалист по «барыням» Оксана Буряченко. Каждая из них работает в обоих направлениях, совмещая традицию с фантазией. У каждой выработался свой индивидуальный стиль, и потому глиняная игрушка Суджанского центра ремесел может удовлетворить любой вкус. Здесь и чудо-­богатыри, звездочеты и рыбаки, сказочные птицы и звери, гармонисты и барыни в традиционных нарядах. А еще – продукция не просто декоративная, но и прикладная, то есть в обиходе полезная: ваза­-сова, ваза­-петух под сухоцвет, копилки, медведи под мед, солонки, конфетницы…

А недавно под руководством Евгении Романовой открылось отделение тряпичной куклы. Здесь и куклы­-обереги, среди них кубышки-­травницы, внутри которых зашита высушенная трава. Считалось, что эта кукла защищает от болезни, ее подвешивали для очистки воздуха, разные травы – от разных болезней.

Саморядовские редкости

И здесь ситуация та же, что и в соседней Судже: 25 лет назад здание Саморядовского дома ремесел тоже пришлось поднимать из руин. Провели газ, телефон, обложили белым кирпичом, заменили окна, двери, приобрели музыкальные инструменты – гармонь, балалайки. И, что самое главное, – перевезли и установили старинные ткацкие станы ­ деревянные, но сконструированные без единого гвоздя.

Многое было сделано с тех пор в деле сохранения местных народных традиций, три потомственные ткачихи Дома ремесел – Татьяна Косинова, Любовь Карачевцева и Татьяна Багданчикова – получили звание народных мастеров России.

– Ткачество рушников – это сложная старинная работа, – делится Татьяна Косинова. – В детстве я видела, как это делали мои мама и бабушка, и сама немного пробовала. Но собственного опыта было, конечно, недостаточно, и когда открыли Дом ремесел, за помощью пришлось обращаться к нашим старожительницам. Они-­то и помогли нам возродить это ремесло.

Вторым направлением Саморядовского дома является лаптеплетение. Пеньковые лапти – обувь, в которой когда-­то ходили круглый год, в любой сезон. Хватало их ненадолго – дня на три, и потому необходимо было наплести с запасом. Сегодня данное ремесло перешло в реликтовую стадию, хотя плетутся лапти и для ношения, а также сувенирные. Признанным мастером с 7­летним стажем является здесь Любовь Карачевцева.

И, наконец, третья местная особенность – саморядовские пояса, специалистом по которым выступает Любовь Косинова, заведующая Саморядовским домом ремесел. Тканьем поясов она занимается более 5 лет – узких мужских и женских широких. На недавнем конкурсе «Слобода мастеровая» в Старом Осколе заняла первое место.

– Пояс всегда играл в гардеробе особую роль, – отмечает Любовь Васильевна. – А если кто не надевал, говорили: вот распоясался, что с тех пор означает – занялся чем­-то неподобающим. Потому как считалось, что пояс – это оберег от негативных энергий, от проявлений зла.

Но не только поясами, лаптями и рушниками знаменито село Саморядово Большесолдат­ского района, а еще своими песнями и плясками. И здесь достаточно вспомнить обрядовый праздник «Левада» с уникальным карагодом «Тимоня», с рожками и кугиклами, с их неповторимым звучанием.

Олег Качмарский

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости