Классика «с листа»



Классика «с листа»

Впервые в Курском драматическом театре имени А.С. Пушкина был опробован такой вид работы со зрителем, как читка пьесы. Этот жанр зародился в Англии, но за последние двадцать лет обрел небывалую популярность в России.

О первых успехах и реакции публики на чтение пьес артистами в Курске мы побеседовали с идейным вдохновителем нового проекта актрисой Марией Нестеровой.

Мария, как появилась идея проведения читок пьес в Курске?

­- Поначалу я решила попробовать эту форму работы вне театра. И первую пьесу прочитала в одном из частных арт-­клубов вместе с коллегами ­- актером Сергеем Репиным и заслуженным артистом России Эдуардом Барановым, а также со студентами театральной школы «Образ», у которых преподаю. И по реакции зрителя я поняла: эта форма работы публике нравится, потому что в зале была абсолютная тишина. Чуть позже мы даже решили поэкспериментировать и включить в нашу читку одного из зрителей.

А что читали?

­- «Трех сестер» Антона Чехова. И роль была довольно внушительная, причем наш зритель с ней справился блестяще. И это не является чем­-то случайным. Потому что наша русская природа сразу принимает Антона Чехова, он в наших генах, и любой будет читать его с удовольствием. Ведь Антон Павлович «очень русский» драматург и писатель, несмотря на то что его любит весь мир.

­ На ваш взгляд, что хочет услышать зритель: классику, знаменитых драматургов­-шестидесятников Розова, Довлатова? А может быть, современных авторов?

­- И то, и другое, и третье. Но когда делали первую читку в театре, начать решили с классики – с «Женитьбы Бальзаминова» Александра Островского. Там немного персонажей и прекрасный язык. Мы сделали точное распределение ролей. Пришли люди, их было немного, но все потом нас благодарили и говорили, что получили удовольствие и не ожидали, что это будет так интересно.

Второй нашей читкой стал водевиль Ивана Крылова «Урок дочкам». Очень смешная и поучительная история. И так как «Урок..» является классическим произведением, то проблемы в нем поднимаются самые актуальные и современные. Причем здесь мы еще и пели, так как водевиль немыслим без песен.

Кроме того, у меня очень много задумок на будущее. Например, прочитать одну из пьес Марины Цветаевой. Ведь они у нее потрясающие, к тому же написаны замечательным стихотворным языком. Это очень красивые стихи: о любви, одиночестве, старости. Я уже знаю, под какую музыку мы будем читать. В общем, задумка есть – нужно лишь найти время для ее реализации.

­ Нетрудно догадаться, что для профессиональных актеров прочесть пьесу – дело не только нетрудное, но и привычное. И все же хотелось бы узнать: вы как-­то готовитесь?

­- Безусловно, мы репетируем. Правда, есть среди нас такие профессионалы, которые читают, что называется, с листа.

Это Эдуард Баранов. Он чувствует пьесу и быстро ориентируется в ней. Это не столько профессионализм, сколько дар. А кому-­то нужно прочитать пьесу, понять, что в ней происходит и какова роль его персонажа в ней, необходимо выстроить линию героя для себя.

Кроме того, уже существуют разные виды читок. К примеру, режиссерская, когда он каждому актеру дает свою задачу, и под его наблюдением все проходит. Словом, идет репетиция. И это тоже очень интересно зрителю – у него создается ощущение, что он словно в замочную скважину подсматривает за тем, как зарождается спектакль. Есть актерская читка, когда собираются артисты, выходят к публике и говорят: «Мы нашли такую пьесу, которая настолько нам понравилась, что мы не можем не поделиться с вами!»

Вы знаете, для актеров участие в таких проектах – это настоящая отдушина. Если говорить гипотетически, в сезон артист в театре может получить максимум пять ролей, а тут есть возможность экспериментировать и намного чаще пробовать что-­то новое. К примеру, в читке пьесы «Урок дочкам» мы с заслуженной артисткой России Галиной Халецкой взяли на себя смелую задачу – читать за молоденьких девочек. К слову, еще один плюс -­ отсутствие возрастных рамок.

Мы же не в роли этих дочек на сцену выходим, а читаем их монологи. В этом есть некий момент актерского куража и хулиганства.

­- А не возникает искушения встать из-­за стола и сыграть?

­- Да, эмоции зашкаливают, и мы постоянно подавляем это желание. Но усмиряем себя. Кроме того, читка – это не спектакль, где все отработано до автоматизма. У нас бывали случаи, когда актерами читались чужие реплики, и из-­за этого происходила заминка. Но это живые моменты, которые тоже создают некую иллюзию того, что публика присутствует на репетиции. И актеры здесь чувствуют себя свободнее, а иногда, если роль небольшая, у них есть шанс ощутить себя зрителями.

­- Мария, вы говорили о некой актерской свободе в этой работе. А есть ли запреты, связанные с читкой?

­- Единственное, чего мы не имеем права делать, – оскорблять авторов, чьи пьесы читаем, пошлостью, плохой речью и отсутствием азарта. Ведь зрителю не должно быть скучно.

В ближайшее время -­ 26 марта в 17.00 на малой сцене Курского драматического театра имени А.С. Пушкина -­ состоится следующая читка: А.П. Чехов «Юбилей». «Предложение». «Медведь».