Курская Матрона



Курская Матрона

Можно ли снять документальный фильм за несколько дней? Как оказалось ­ вполне, правда, при наличии важных составляющих: инициативных людей и, конечно же, помощи Божией. К такому выводу я пришла после того, как по счастливой случайности попала на съемки документального фильма «Старица», редактора­консультанта телеканала «Сейм» Екатерины Худяковой.

Молитвенница из деревни Зорино

Довольно прохладный декабрьский денек. Бездорожье, маленькие домишки, покосившийся штакетник и огороды. Да, русская деревня, что называется, вне времени. Почта давно уже стала электронной, телефоны — сотовыми, телевизоры — плазменными. А здесь все осталось таким, как почти семь десятков лет назад, когда главная героиня киноленты ­ монахиня Мисаила, Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина) — молитвенница из деревни Зорино Курского района была еще жива и помогала страждущим.

­ Матушка Мисаила может служить ярким примером человека из народа, праведная жизнь которого была нацелена не на собирание материальных благ, а на стяжание Духа Святаго, ­ говорит священник Сергей Конорев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» села Муравлево.

Вот уже несколько лет батюшка регулярно служит панихиды на могиле матушки Мисаилы, вместе с инициативной группой верующих собирает материалы о ней для историко­архивной комиссии Курской епархии и дальнейшей канонизации старицы. Отец Сергей обратился к Екатерине Худяковой с просьбой снять небольшой сюжет о монахине Мисаиле для того, чтобы показать его на одной из лекций «Школы православия».

К великой радости всех почитателей матушки сюжет перерос в настоящий документальный фильм.

­ В богоборческие времена в нашей стране, когда расстреливались священники, разорялись монастыри, разрушались церкви, особый расцвет переживало тайное женское старчество. И причины такого явления понять несложно, ­ замечает священник Сергей Конорев, ­ эти женщины, в большинстве своем монахини, принявшие постриг тайно, находились под меньшим контролем тоталитарного государства, а значит, имели большую возможность вести духовную брань, борьбу за души людей, потерявших основы жизни.

Одним из самых ярких примеров таких подвижниц является святая Матрона Московская. Кстати, матушку Мисаилу часто называют Матроной Курской, что тоже неудивительно, потому что у подвижниц много общего: жили в одно время — середине минувшего века, у них было тяжелое детство (лишившись в возрасте трех лет всех родных, матушка Мисаила каждый день передавалась в родной деревне от двора ко двору), одинаково помогали людям, при этом к каждому испытывали не просто сострадание, а истинную христианскую любовь, согревающую даже самую черствую душу.

Не зря же практически каждый, кому посчастливилось общаться с матушкой, замечает: «Матушка Мисаила любила меня больше всех!»

Приходите — я вам помогу

О монахине Мисаиле верующие впервые узнали в конце девяностых ­ начале двухтысячных годов после выхода в свет книги Светланы Суровой.

Именно прочитав это произведение, Екатерина Худякова, работая тогда еще корреспондентом телекомпании «Такт», решила сделать о ней сюжет.

Ведь сохранился не только дом матушки в деревне Зорино, но и ее внучка Людмила Соколова поделилась своими воспоминаниями, впоследствии она написала о своей бабушке несколько книг.

Подобно Матроне Московской и другим подвижницам, матушка Мисаила перед смертью оставила живущим завет: «Приходите ко мне на могилку и рассказывайте о своих скорбях. Я вам помогу».

И потянулась на Муравлевское кладбище вереница страждущих верующих людей. Со временем их становилось все больше, потому что помощь не заставляла себя долго ждать.

И откликнулись все

Рассказывая о том, как снимался документальный фильм, Екатерина Худякова замечает, что ей нужно было проиллюстрировать то, как люди шли к матушке Мисаиле, как стояли возле ее дома. Она обратилась за помощью к своим друзьям.

­ И откликнулись все, ­ рассказывает Катя, ­ люди поехали по деревням, где­то достали и привезли верхнюю одежду, которую носили в то время, причем переоделись не только сами, но и своим детям костюмы нашли. Для съемок нам нужна была женщина с младенцем. И одна моя знакомая пара приехала с малышом! Люди не побоялись привезти его в холодную погоду. Нам также очень помог ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский). В картине есть эпизод, как двое монахов привозят матушке в дар икону Божией Матери «Троеручица». И нам нужны были подрясники для актеров и скуфейки. Отец Симеон нам все предоставил.

Поистине чудом был случай с поиском актрисы, играющей в эпизодах, где матушка Мисаила молится.

­ Просматривая новости на работе, я увидела сюжет о премьере спектакля курского драмтеатра «Оскар и Розовая дама», ­ вспоминает Екатерина Худякова, ­ это моноспектакль, в котором играет актриса Нина Полищук. Когда я услышала в сюжете ее голос, то словно что­то меня толкнуло изнутри: «Именно эта актриса должна играть матушку!» Я позвонила режиссеру спектакля — Елене Гордеевой и таким образом вышла на свою героиню. Причем получилось так, что Нина Полищук — верующий человек, и она читала молитву «Царице моя, Преблагая» с таким чувством, что было заметно, как меняются лица звукооператоров в ходе ее монолога.

Исцелила от рака

Безусловно, Eкатерина рассказывала в своем фильме и о случаях помощи матушки страждущим. Особенной является история Ирины Локтионовой. Она была довольно успешной бизнес­леди. Хорошая работа, финансовое благополучие, словом, все у нее складывалось как надо, если бы не одно обстоятельство, заставившее молодую женщину полностью пересмотреть жизнь, ­ онкологическое заболевание, причем в 4­й стадии.

Попав однажды к матушке Мисаиле, Ирина Локтионова решила: вот ее спасение. Вместе с мужем они оставили жизнь в городе, купили домик в Муравлеве и с надеждой на лучшее молились Богу. И произошло настоящее чудо ­ Ира не просто пошла на поправку, она смогла родить ребенка! Теперь в их семье растет маленький Серафимушка.

В планах у Екатерины ­ сделать фильм о матушке Мисаиле более объемным и глубоким. Но для этого нужны финансовые средства и благотворитель, который их пожертвует.

Надежда ГЛАЗКОВА