Куряне поговорили о проблемах музыкального образования



Куряне поговорили о проблемах музыкального образования

О насущных проблемах культуры и музыкального образования шла речь на V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика».

Началось мероприятие с того, что курским детским школам искусств подарили нотную литературк. Идея благотворительного проекта «Музыкальное приношение будущему» принадлежит директору Мариинского театра, знаменитому дирижеру Валерию Гергиеву. Начиная с 2005-го года 2,5 тысячи учебных заведений в 46 городах России получили в дар 150 тысяч экземпляров нотной, методической и учебно-музыкальной литературы.

Теперь очередь дошла и до Курска из каталога в 5 тысяч наименований каждая школа получила возможность выбрать то, что ей необходимо. Привезли нотные альбомы и методические пособия ответственный секретарь Российского музыкального союза Павел Левадный (Москва) и главный редактор издательства «Композитор» Светлана Таирова (Санкт-Петербург).

Поскольку нотная литература является самой дорогой отраслью полиграфии, еще в 90-ые годы ее финансирование было резко сокращено. И для работы в музыкальном профессиональном образовании приходится пользоваться ксерокопиями скачанных из интернета партитур.

По мнению Светланы Таировой, качественная нотная литература показатель культуры. Если начинающий юный музыкант каждый день берет с полки нотный альбом с именем композитора, он быстро и навсегда запомнит кого он играет Шуберта или Шумана, а вот в случае с ксерокпиями имя автора оказывается на задворках сознания. Таким образом, утрачивается музыкальная культура, и возрождать ее нужно вместе с качественной нотной полиграфией.

Только так мы сможем воспитать новое поколение великих отечественных музыкантов, убеждена Светлана Эмильевна.

Еще одной темой конференции стала проблема содержания музыкального произведения, о которой поведала профессор Астраханской консерватории Людмила Казанцева. По ее мнению, вопрос этот не только абстрактно-научный, но и педагогический.

От членов жюри часто приходится слышать, что даже на международных конкурсах самого высокого уровня ребята играют превосходно, технически подготовлены идеально, но слушать их неинтересно, не цепляет. Это говорит о том, что страдает художественная сторона такого исполнения, что именно она недодумана, недотянута, недовыражена. И музыкальное произведение оказывается ущемленным, рассказала Людмила Павловна.

Вывод по мнению ученого очевиден: техническая виртуозность в музыкальном исполнительстве это еще не все. Необходимо также понимать, о чём рассказывает то или иное музыкальное произведение, какую информацию идеи, энергии оно содержит. В результате многолетних научно-практических изысканий Людмилой Казанцевой разработана педагогическая концепция под названием «Теория музыкального содержания».

Руководитель Губернаторского оркестра Сергей Проскурин рассказал о проблеме с духовой музыкой:

Ситуация у нас складывается таким образом, что некоторые профессии просто умирают. В частности, профессии валторниста, фаготиста, гобоиста, трубача. И если мы не сможем остановить этот тотальный развал, наши симфонические и духовые оркестры могут остаться без музыкантов.

Как это можно сделать? У Сергея Георгиевича на этот счет есть свои соображения начинать нужно с популяризации духовых инструментов, духовой музыки среди детей, с создания детских оркестров.

В конце конференции председатель областного комитета по культуре Елена Яковлева сформулировала ряд основополагающих тезисов по реализации в регионе государственной культурной политики. Четко и ясно указан главный вектор культурно-просветительская деятельность, направленная на поступательное развитие всех видов искусств, на приобщение к культуре молодого поколения. Именно для этих целей и предполагается создание в регионах музыкально-культурно-образовательных центров, где во главе угла просвещение.

К сожалению, столь универсальных заведений у нас в регионе пока нет, и нужно всячески способствовать их появлению, отметила Елена Николаевна.

А конкретно по музыкальному образованию в общероссийских конкурсах предусмотрен ряд новых номинаций, в том числе: лучший учитель музыки и лучший руководитель хора. Но и здесь акцент будет делаться на просветительство, на арт-проекты, вовлекающие в культурный процесс детей и молодежь.