Народное просвещение



Народное просвещение

В 1884 году, по инициативе обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева, в России начинают создавать церковно-приходские школы, впоследствии ставшие ключевым звеном в образовательной деятельности Русской православной церкви. Эти учебные заведения также получили широкое распространение и в Курской губернии.

В духе христианства

По мнению многих специалистов, появление этих учебных заведений в равной степени отвечало как интересам духовенства и государства, так и значительной части российского общества. Церковно-приходские школы (ЦПШ) являлись учреждениями нового типа начальных школ. Их повсеместному распространению способствовала непосредственная деятельность Константина Победоносцева, который считал, что школа в России должна иметь неразрывную связь с церковью и православием.

Специфика ЦПШ как учебного заведения состояла в том, что приоритетным направлением здесь было не столько усвоение учащимися определенных знаний, сколько воспитание их в каноническом духе, о чем говорилось в «Правилах»: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Правительство всячески поощряло развитие таких учебных заведений, стремясь при этом решить проблему распространения грамотности.

В соответствии с законодательством существовало два типа школ: с двух- и четырехлетним сроками обучения. Образовательная программа предполагала изучение молитв, священной истории, краткий катехизис, церковное пение, чтение, арифметику, а в школах 2-го типа, помимо этого, прибавлялись история церкви и курс гражданской истории страны. Получая щедрое и стабильное финансирование, церковно-приходские школы в 80-90-х годах XIX века быстро распространялись.

Церковноприходские школы вплоть до 1914 года являлись одной из важных и доступных форм начального обучения

Меценаты для науки

В то время Курская губерния была типичным аграрным регионом, а преобладающим сословием были крестьяне. К тому же, по данным первой Всероссийской переписи 1897 года, сельское население губернии было преимущественно молодым. Этот стало немаловажным фактором при создании тут церковно-приходских школ.

Больше всего таких учебных заведений было в Рыльском уезде 51. Наименьшее их число в Щигровском 24. Неравномерные пропорции, скорее всего, стали следствием культурно-исторических традиций. Хорошо известно, например, что Рыльск являлся одним из православных центров губернии, где было много храмов и имелся большой Свято-Николаевский монастырь с многовековой историей.

Церковно-приходские школы вплоть до 1914 года являлись одной из важных форм начального обучения. После издания «Правил» Синод разослал епархиальным архиереям циркуляр о всемерном их поддержании и попечении. При нем был создан специальный Училищный совет для заведования этими школами.

В первые годы их создания немаловажную роль играл и такой фактор, как благотворительность. Пожертвования от монастырей, духовных лиц, земств, различных обществ, отдельных частных лиц носили, как правило, случайный, эпизодический характер. Но вместе с тем совместными усилиями делалось одно большое общее дело, способствовавшее росту культуры и образованности населения. Имевшиеся сложности и трудности финансового характера устранялись благодаря благотворительным инициативам.

Так, например, в отчете за 1888-1889 учебный год приводится информация о том, что в слободе Холодной Корочанского уезда на пожертвования графа Константина Клейнмихеля и Корочанского земства было построено новое здание для обучения детей. В Обоянском уезде возведено четыре новых школьных дома в селах Троицкое, Шипы, Шевелево, Каменка. В Дмитриевском уезде открыто новое учебное заведение на средства крестьянина Шатохина. Попечители и благотворители выделяли также финансовые средства на содержание учителей, приобретение пособий, письменных принадлежностей и мебели. В числе меценатов были люди разных сословий, в том числе духовенство, помещики, крестьяне, представители земской интеллигенции. Отдельные учителя безвозмездно вносили свой трудовой вклад, работая в школах и не получая при этом жалованье. Мотивация была самой разнообразной, включая религиозную. Однако она свидетельствует о том, что в тот период создавались благоприятные социально-экономические условия, побуждавшие лучшую часть российского общества содействовать развитию образования и культуры. В подавляющем большинстве обучение в церковно-приходских школах было бесплатным и доступным.

Совет в помощь

Отношение самого крестьянства к созданию школ было в различных уездах губернии неоднозначным. Порой они не всегда правильно понимали их важность, считая к тому же, что решением этого вопроса должно заниматься только духовенство. Бедность также зачастую являлась тормозом в открытии школ. В связи с этим ответственность за их организацию возлагалась не на сельские общества, а на уездные отделения Епархиального училищного совета.

Проявляя заботу о воспитанниках школ, удовлетворении их образовательных потребностей, Совет рассылал в уезды и непосредственно в школы разнообразную литературу: «Жития святых», «Троицкие листки» и брошюры исторического содержания. Однако из-за финансовых трудностей не всегда удавалось обеспечить всех учащихся учебниками и пособиями.

В целом церковно-приходские школы вызывали сочувственное отношение у крестьянства. Дети изучали «божественное», приучались регулярно посещать храм, приобщались к молитвам. Таким образом, данные учебные заведения сыграли позитивную роль в образовании и просвещении населения Курской губернии, развитии начального образования в регионе и сохранении православных традиций.

Лидия Гатилова, кандидат исторических наук