Несостоявшийся учитель Петра I, или За что курянину голову отрубили


6 февраля 2021 года исполняется 380 лет со дня рождения Сильвестра Медведева


Несостоявшийся учитель Петра I, или За что курянину голову отрубили

Об этом незаурядном человеке сегодня знают далеко не все куряне. Что неудивительно, ведь даже его портретного изображения не сохранилось. А между тем в XVII веке это одна из наиболее значимых фигур на Руси.

Книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт, историограф, философ, первый российский библиограф – вот далеко не все должности и определения сфер деятельности Сильвестра (в миру – Симеона Агафониковича) Медведева.

Родился он 6 февраля (27 января по Юлианскому календарю) 1641 года в Новосёлках близ Курска (ныне деревня Новосёловка Щигровского района). Первоначальное образование получил от своего отца – подьячего Агафоника Лукича Медведева, он же привил сыну любовь к чтению книг – богослужебных и религиозно-нравственных.

В Курском краю прожил Симеон до 17 лет, после чего, в 1658 году, переехал в Москву, где поступил на службу в Приказ тайных дел. Уже сам этот факт свидетельствует о высоком уровне грамотности молодого Медведева, поскольку в ведении этого приказа находились личная канцелярия царя, политический сыск, некоторые функции Посольского приказа, управление дворцовыми владениями, контроль за деятельностью всех центральных и местных правительственных органов и чиновников, организация поиска руд и строительства мануфактур.

В контексте времени

Чтобы понять происходившее в жизни Сильвестра Медведева, внутренне приблизиться к его переживаниям, желательно вспомнить о главных событиях той эпохи, обрисовать исторический контекст.

И это, прежде всего, Раскол Русской церкви, начавшийся аккурат перед переездом Симеона в Москву. Именно в 1650-х годах патриарх Никон начал реформу по изменению богослужебных книг и некоторых церковных обрядов, направленную на унификацию с тогдашними греческими реалиями.

Это вызвало неприятие у ревнителей русской традиции – о глубинах возникшего противостояния мы имеем свидетельства в виде подвижнической жизни и мученической смерти таких исторических персонажей как протопоп Аввакум и боярыня Морозова.

Вторым историческим событием того времени была Переяславская рада. 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе было принято решение о присоединении территории Войска Запорожского к Русскому царству. Кроме всего прочего, это сильно отразилось на Русской православной церкви, внутри которой сложилась и окрепла малорусская партия с сильным влиянием «латинства».

Происходило всё это в царствование Алексея Михайловича.

Как Симеон стал Сильвестром

Так вот, в 1665 году Медведев поступил в только что открытую при Заиконоспасском монастыре школу. Проучившись в ней 3 года, он изучил латинский и польский языки, риторику и пиитику, прочно освоил историю, богословие, любомудрие.

Кроме того, здесь он обрёл учителя – выдающегося церковного и литературного деятеля своего времени Симеона Полоцкого, одного из столпов малорусской партии в Русской православной церкви. Всё это самым прямым образом сказалось и на судьбе Медведева.

Но этому предшествовало его участие в дипломатических поездках боярина Ордина-Нащокина для заключения мира с Швецией и Польшей, с которыми Россия вела тогда бесконечные войны.

В Москве по делам Посольского приказа Медведев служил до марта 1672 года, после чего удалился в Молчинский монастырь в Путивле, где и постригся в монахи под именем Сильвестр. Возможно, что на такое решение его подвигла опала Ордина-Нащокина, к которому он был близок.

А в мае 1675 года Сильвестр Медведев оставляет Путивль и прибывает на малую родину, поселяется сначала в Льпиновской пустыни (в 25 верстах от Курска), а затем – в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (в 27 верстах от Курска). Здесь он организовывает библиотеку, помимо церковно-богословских книг включающую в себя труды Аристотеля, Плутарха, Сенеки, книги по грамматике, риторике, пиитике, среди которых «Трагедии, или плачевные стихи», «Книга символов ироических», «Книга версификаций».

Курский писатель и краевед Николай Пахомов допускает, что именно здесь у Сильвестра созрело решение о составлении первого библиографического труда, ставшего позднее известного как «Оглавление книг...». А профессор КГУ Татьяна Арцыбашева выдвигает версию о том, что Медведев может быть автором, либо соавтором сводно-летописной «Истории о граде Курске...», изданной в 1792 году и хранящейся ныне в Курском государственном архиве.

Исправитель церковных книг

Чтобы повидать своего учителя Симеона Полоцкого в 1677 году Сильвестр Медведев приезжает в Москву, да там – по приказу самого царя Фёдора – и остаётся.

Его назначают книгохранителем и справщиком, то есть исправителем церковных книг, на Московский Печатный двор. Вместе с Полоцким он участвует в создании кремлёвской «Верхней» типографии.

Живёт Сильвестр в Заиконоспасском монастыре в келье по соседству с учителем – являясь по сути его правой рукой. Ведёт его переписку, корректирует авторские рукописи. Кроме того, берёт у него уроки литературного мастерства. Когда же – в 1680 году – Симеон Полоцкий отошёл в мир иной, к Медведеву перешли также и обязанности придворного поэта.
Первым из сохранившихся стихотворений Сильвестра Медведева является «Епитафион» на смерть Симеона Полоцкого. Написано оно по заданию царя Фёдора Алексеевича, который тоже был воспитанником Симеона.

Зряй, человече, сей гроб, сердцем умилися,
О смерти учителя славна прослезися:
Учитель бо зде токмо един таков бывый,
Богослов правый, церкве догмата хранивый.

Богословская война

По завещанию Симеона Полоцкого Медведев должен был стать учителем Петра, будущего императора, но этому воспрепятствовал Иоаким, патриарх Московский. В этом моменте, имевшем для Сильвестра весьма несчастливые последствия, сказалось противостояние латинской и греческой партий.

Патриарх не жаловал малорусских «западников», и для того, чтобы противостоять им в богословских спорах, выписал из Греции учёных книжников братьев Лихудов. Между ними и Сильвестром Медведевым развернулась настоящая богословская война.

Камнем преткновения стало таинство евхаристии, а точнее то его место, когда хлеб символически превращается в тело Господне, а вино – в кровь. На эту тему Сильвестр Медведев написал книгу «Манна хлеба животного», в которой доказывалось, что происходит это в момент произнесения священником слов Христа: «Приимите и ядите...»

Однако братья Лихуды ответили опровержением. По их версии одних только слов Христа для свершения таинства недостаточно, и превращение (пресуществление) происходит, когда призывается Дух Святой и произносятся слова: «Преложи я Духом Твоим Святым».

В этот спор была втянута не только церковь, а и далёкие от богословских тонкостей миряне. Страсти кипели вовсю, недалеко было и до нового раскола. Но всё закончилось после того как патриарх Иоаким принял сторону Лихудов.

После этого Сильвестр Медведев был уволен с должности справщика на печатном дворе.

За Софью, против Петра

Проиграл он и на других фронтах. В 1685 году – уже после смерти царя Фёдора Алексеевича – Медведев обратился к царевне Софье с прошением о преобразовании его школы в академию.

Однако и здесь дорогу ему перешли поддерживаемые патриархом братья Лихуды. Под их руководством была открыта Славяно-греко-латинская академия, а все остальные школы в Москве ликвидированы.

Но главное поражение, стоившее ему жизни, Сильвестр Медведев потерпел не в богословской сфере, а в политической.

В развернувшейся борьбе за трон Медведев принял сторону царевны Софьи, принимал непосредственное участие в подделке решения о передаче ей власти при малолетних царях Иване и Петре.

А после отстранения Софьи энергичным юным Петром в 1989 году Медведев оказался среди врагов нового царя и был замешан в заговоре Фёдора Шакловитого, так называемом «стрелецком бунте». После его провала он пытался бежать, но был схвачен и более года содержался под стражей в Троице-Сергиевой Лавре, где подвергался страшным пыткам и истязаниям.
После длительного следствия Сильвестр Медведев был казнён отсечением головы. Произошло это 21 (11) февраля 1691 года – спустя 15 дней после его 50-летия.

Однако в историю он вошёл не как политический неудачник, а прежде всего как русский просветитель, автор богословских трактатов, стихотворных произведений, записок о Стрелецком бунте и первого в России библиографического труда. Современники говорили о нем: «Чернец великого ума и остроты ученой», – и таким он остался в исторической памяти.

Олег Качмарский