Она учила Белоусова и Скляра



Она учила Белоусова и Скляра

Прозвенел звонок на урок. Ученики встали, приветствуя вошедшую в класс учительницу химии. Дети получили задание и тихонько, как мышки, уткнулись носами в тетрадки. На занятии царят рабочая атмосфера, дисциплина и взаимоуважение. Когда­-то точно так же на уроки к ней приходили Игорь Скляр и Женя Белоусов. А теперь Эльза Кожанова ­- обладатель звания «Почетный гражданин Курской области».

­- Эльза Алексеевна, вас называют легендой лицея. Согласны ли вы с этим?

­- Не хотелось бы сравнивать себя с Дмитрием Менделеевым, но хочется вспомнить его слова. Когда ему говорили о его гениальности, он отвечал: «Работал много — поэтому и гений». Вот и я могу сказать: хорошо трудилась, потому и стала легендой. Конечно, я считаю такой титул преувеличением. Хотя, признаюсь, это приятно слышать.

­ Какие детские воспоминания вы пронесли через всю жизнь?

­- Родилась я в Курской области в селе Коровино Солнцевского района в 1935 году. Незадолго до начала Великой Отечественной войны мы переехали в Николаевск­-на-­Амуре к родственникам отца. Поэтому моей семье, можно сказать, повезло, потому что все тяготы войны перенесли скорее материально. Родители сильно переживали за родственников, оставшихся на оккупированной территории Курской области. Вскоре отца забрали на фронт, а мы с мамой в конце 44­-го вернулись на родину. Перед глазами до сих пор стоит разрушенный город и военнопленные немцы, разбирающие завалы. После того как отец пришел с фронта, устроился в областной радиокомитет корреспондентом. Работа была связана с бесконечными переездами по области.

­-Что вас побудило выбрать такую профессию?

­- С детства я мечтала стать или артисткой, или учителем. Учителем, правда, хотелось быть больше. Я постоянно меняла школы, но прекрасно осваивалась в новом коллективе. Была эдакой «зажигалкой». Сколько себя помню, меня постоянно окружали хорошие люди. Я постоянно организовывала их на какое­-нибудь действие, в основном, хорошее (смеется).

После школы поступила в Курский педагогический институт на химико­-биологический факультет. Немного позже к этим двум специальностям добавили географию. Так что, можно сказать, у меня широкая палитра специальностей. Полученные дополнительные знания мне на практике пригодились, довелось преподавать и эти дисциплины.

­-Расскажите, где вы работали раньше и как пришли в лицей.

­-Я вышла замуж за офицера. Много, к счастью, ездить не пришлось, но сначала мужа направили в Белоруссию. В городке, где служил супруг, была всего одна укомплектованная кадрами школа. Поэтому мне предложили работу в селе, учить местную ребятню. Я согласилась. Ездила каждый день за «тридевять земель» на грузовом такси к вожделенной школе. Нужно сказать, что коллектив встретил меня очень хорошо. И хотя люди, в основном, говорили на белорусском языке, мне разрешили общаться с детьми по­-русски. Это была временная поблажка. Мне дали репетитора и год на освоение языка. Следует признаться, что ученицей я была недобросовестной (смеется).

Но все равно жизнь кипела. Работа была интересной и многогранной. Я была единственным учителем с высшим образованием на несколько сельских школ, поэтому меня сразу утвердили на должность руководителя секции учителей химии. Но, в отличие от моих коллег, опыта у меня еще не было. Они очень многому меня научили, и делали это тактично, аккуратно.

Мы всегда очень добросовестно относились к своей работе. На открытые уроки приходилось ездить по селам. Транспорт был гужевой, в нашей школе была лошадь. Управляла телегой я, этому меня еще отец научил в детстве. Правда, мы совершенно не представляли, куда нам ехать, и дорогу подсказывали случайно встречавшиеся деревенские люди.

Помимо этого, я вела работу по ликвидации неграмотности. Много было людей польской национальности, совершенно не обученных русской грамоте. Передо мной стояла задача дать им знания программы четвертого класса.

Вскоре у меня родилась дочь, и с активной деятельностью временно пришлось распрощаться. Переехали в Курск, где мне предложили работу в детском саду. Пришлось освоить и эту специальность. Был опыт преподавания и в вечерней школе. Там ученики -­ уже взрослые люди и приходили заниматься после работы. У всех были разные цели. Кто­-то хотел продолжить образование, кому­то нужно было получить очередной разряд, некоторых просто заставляли ходить в школу. Ко всем приходилось искать индивидуальный подход.

Потом была школа №29 -­ одно из самых сильных учебных заведений в Курске. И все же лидером являлась школа №6. Мы равнялись на нее и постоянно конкурировали на олимпиадах по математике, химии, физике.

А когда я переехала ближе к центру, в 29­-ю школу стало далеко ездить, а в шестой ушла на пенсию учительница химии. И я пришла сюда, где работаю уже более сорока лет, чем очень горжусь.

­ Ваши ученики неоднократно получали первые места на престижных олимпиадах.

­- Так и есть. Например, у меня был уникальный ученик, можно сказать, друг -­ Игорь Плохих. Три года подряд, начиная с 2009-­го, он становился победителем всероссийской олимпиады по химии на заключительном этапе. Причем учился Игорь в математическом классе. А на десятом году обучения он занял третье место на международной Менделеевской олимпиаде, которая проходила в городе Баку.

Я с 73­-го года работаю в школе №6. Мои ученики теперь разбрелись по всему миру. И я испытываю огромную гордость за то, как наша школа их воспитала. Среди моих учеников есть кандидаты наук, академики, профессора, врачи, учителя, работники администрации. Есть и артисты. Например, народный артист России Игорь Скляр, а также Женя Белоусов. Иногда я просто иду по улице, ко мне подходят люди и здороваются. Я их могу и не узнать, ведь сколько лет прошло, все уже выросли. А они говорят: «Ничего страшного, зато мы вас узнаем». И это очень приятно.

­ «Почетный гражданин Курской области» ­- не первая ваша большая награда?

­- Откровенно говоря, вручение премии «Человек года» в 2013 году для меня было полной неожиданностью. Мою кандидатуру выдвинули без моего ведома. Так что можно сказать ­- это был голос масс. А потом мне позвонили и сказали, что интернет «взорвался», я, правда, не знаю, что это означает (смеется). Нашлось очень много желающих поддержать мою кандидатуру.

Также коллектив рекомендовал меня к присвоению звания «Народный учитель». Но вышло так, что в этом году получила «Почетного гражданина». На мой взгляд, это награда высочайшего уровня. Это настолько волнительно. Я пережила настоящий эмоциональный взрыв и очень благодарна общественности и всем людям, которые поддерживали меня на пути к этой награде.

Беседовал Роман Пузына