Епифания и агиасма

  • 18 января 2017
  • 9:50

Освяти воды, Спасе…

Этот православный праздник считается одним из самых известных и любимых на Руси, подобно Пасхе, Рождеству и Троице. С другой же стороны, благодаря своей популярности, он обрел большое количество так называемых благочестивых народных традиций и обычаев, не имеющих отношения к церкви. Например, что вода, освященная 18 января, лечит недуги душевные, 19 января ­- телесные, а совершение купания в проруби в этот день смывает грехи и так далее. Нашу православную страницу мы посвящаем празднику Крещения Господня, или Богоявления.

kreshhenie«Мне надобно креститься от тебя»…
О событии крещения Иисуса Христа свидетельствуют в Священном писании все четыре евангелиста. Они повествуют, что Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом своего общественного служения и просил креститься у пророка Иоанна. На что пораженный и считающий себя недостойным Иоанн Креститель сказал Христу: «Мне надобно креститься от Тебя»… Но Иисус ему ответил: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14­-15)

Когда же Иисус Христос вышел из вод Иордана и молился, то отверзлись, то есть открылись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на него, и послышался с неба голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом, голос Бога Отца, явление Духа Святого, и само присутствие в водах иорданских Иисуса Христа явилось истинным Богоявлением. Ведь Иисус явил себя миру как Христос, Сын Божий. Вот почему в древности этот праздник назывался Епифания, что в переводе с греческого означает явление, или Теофания, то есть Богоявление.
«Освящается всех вод естество»

Помимо того что Иисус Христос явил себя миру как сын Бога, и именно с момента крещения началась его миссия как Спасителя, в этот великий день он еще и изменил физические свойства воды, или, как это говорится в одном из тропарей праздника Крещения, «естество» воды. Она обрела (и продолжает обретать до сих пор после совершения праздничного чина освящения) поистине чудесные свойства, одним из которых является невозможность подвергаться тлену, то есть не портиться долгое время.

Об этом говорили и святые отцы, например, Иоанн Златоуст: «…И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».
Помимо способности оставаться нетленной, крещенская вода способна лечить различные недуги, если употреблять ее не только с благоговением, но и с верой в исцеление.

Так, затворник Георгий Задонский отмечал, что у человека, каждодневно употребляющего натощак святую крещенскую воду и просфору, освящаются душа и тело, а мысли озаряются на угождение Богу. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им из чаши святой Богоявленской воды, а старец иеросхимонах Серафим Вырицкий настоятельно рекомендовал сильно заболевшим верующим принимать ее по столовой ложке каждый час, и был твердо уверен, что сильнее лекарства нет.

Есть еще одно чудодейственное свойство Богоявленской воды: даже небольшое ее количество способно освящать простую воду из-­под крана!

Вот почему крещенскую воду принято называть агиасмой, что в переводе с греческого означает «святыня». Поэтому в день Богоявления каждый христианин приносил ее домой, окроплял ею жилище, а затем хранил в «красном углу» вместе с иконами.

Мифы, связанные с Агиасмой

Великий чин освящения воды на праздник Богоявления совершается дважды: 18 января – в так называемый Крещенский сочельник, и 19 января – на само Крещение. Так зародился первый миф, связанный с Богоявлением: набранная 18 января агиасма лечит недуги душевные, а 19 января – телесные. Как замечают все священнослужители, это не так. Вне зависимости от того, в сочельник ли освящена вода, или в сам праздник Крещения – она одинаково целебна как для души, так и для тела.

Ведь и в тот, и в другой день совершается одно и то же чинопоследование Великого водоосвящения. Все молитвы, которые при этом читаются, абсолютно одинаковы. Обычай дважды освящать воду появился в глубокой древности. Тогда таинство крещения предварялось длительным обучением желающих покреститься основам православного вероучения и совершалось всего несколько раз в году, а более всего крещений приходилось на день Богоявления. Чтобы успеть покрестить всех, не жертвуя красотой и торжественностью совершения таинства, для этого стали отводить два дня. Поэтому, чтобы избежать чрезмерного скопления людей в день Богоявления, можно приходить за святой водой в храм и в предыдущий, и в последующие дни.

Если церковь находится недалеко от водоема, то 19 января, то есть в сам день праздника, в конце литургии (утренней службы) верующие крестным ходом шествуют к его берегам и освящают воду в нем, называя его в память о крещении Спасителя иордань. Так как Крещение в России происходит в разгар зимы, когда все водоемы скованы льдом, то на реках вырубается прорубь, причем делается она в форме креста. После освящения иордани верующие, подобно Иисусу Христу, трижды окунаются в ее водах. Эта благочестивая традиция породила еще один миф: купание в проруби на Крещение смывает грехи.

Увы, это тоже неправда, и пусть купание в ледяной воде (да еще и в лютый мороз, который обычно усиливается на этот праздник) подобно маленькому подвигу ради веры, оно все же не способно избавить душу от груза прегрешений. Только искреннее покаяние на исповеди может помочь в данной ситуации.

Кстати, традиционно погружение в воды иордани были так называемым завершающим аккордом празднования Богоявления для православных верующих, которые, начиная с Крещенского сочельника, постились, затем утром шли на литургию, где исповедовались и принимали святое причастие, и только потом крестным ходом вместе с прихожанами своего храма шли к рекам, где после освящения воды совершали в ней омовение.

Говоря об агиасме, хотелось бы отметить еще одну очень важную вещь. Праздник Крещения действительно настолько любим нашим народом, что его по праву называют второй Троицей, подобно тому, как Рождество Христово именуют второй Пасхой. Но зачастую люди воспринимают этот Великий праздник как повод для того, чтобы набрать крещенской воды, обладающей «волшебными» свойствами. Увы, агиасма в данном случае воспринимается как некий «трофей», который надо добыть, отстояв очередь, нередко при этом хорошенько поругавшись с теми, кто находится впереди и позади тебя.

Ведь православие начинается не с чего-­то внешнего, а с исполнения заповедей Божиих: любви к Богу и любви к ближнему.

Раз в Крещенский вечерок…

Существует еще несколько обычаев, которых люди придерживаются в праздник Богоявления, увы, по незнанию своему, не предполагая, что они не имеют никакого отношения к этому празднику.

К примеру, в Богоявленский сочельник мелом или с помощью зажженной церковной свечи изображать над входом в дом крест. Люди, верящие в приметы и суеверия, считают, что в этот период на улице «разгуливает» нечистая сила, а начертанный над дверью крест защитит жилище от нее. Желание не впустить в дом плохое вполне оправдано, но православные верующие поступают в таком случае иначе: приглашают священнослужителя для освящения жилища или зажигают лампаду.

И, конечно же, самым распространенным заблуждением, связанным с Богоявлением, считается гадание в ночь на Крещение, когда «открываются небеса». Желание узнать будущее заманчиво и интересно, но является очень большим грехом. Хорошо, если так называемое провидение вам предсказывает хорошие события, а если плохие, то человек, постоянно думая о них, может просто запрограммировать себя на несчастье.

Помните, что суеверие – это суетная вера, то есть ложная, неправильная и неполноценная. Заменяя веру в Бога на веру в черных кошек, «несчастливые» числа, мы делаем себя несвободными, зависимыми от ничего не значащих явлений и событий. Вспомните слова из Евангелия от Иоанна (8: 31,32): «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Материалы полосы подготовила Татьяна Смирнова

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости