Педагогический прием

  • 19 сентября 2017
  • 17:38

Учитель — это не профессия, а призвание, — уверена студентка Курского педагогического колледжа Дарья Ковальчук. В свои 19 лет девушка только делает первые шаги в качестве преподавателя физкультуры и тренера, но ей уже удалось подготовить несколько молодых спортсменов к участию в международных соревнованиях по айкидо.

dasha-19-1

В группе у Дарьи занимаются более 25 ребят

— Даша, что в твоей жизни было первым — самой заниматься спортом или желание преподавать?

— Все началось с каратэ — им я занималась с 9 лет, но, правда, недолго. Тяжелый для маленькой девочки спорт не одобряли мои родители, поэтому занятия пришлось оставить.

Но интерес к боевым искусствам меня не покидал, поэтому папа решил пойти на компромисс и отправил меня на айкидо. В отличие от каратэ, где вся техника построена на ударах, здесь главная задача — силой самого же противника вывести его из равновесия.

Этим видом спорта я занимаюсь до сих пор. Уже сбилась со счета, вспоминая все бои, а медалей у меня уже более тридцати.

— Обычно спортсмены становятся тренерами, завершив свою спортивную карьеру, а твоя ведь только начиналась. Почему так быстро пришла к этому решению?

— Эта идея у меня появилась уже с первых месяцев занятий по айкидо. Как бывшая каратистка, я привыкла получать более серьезную нагрузку, поэтому все бои в новом виде спорта казались мне наигранными. Тогда я впервые сказала папе, что хотела бы строить занятия по-другому. Он отнесся к моим словам серьезно, и уже на следующий день тренер предложил мне вести тренировку. От волнения у меня даже голос пропал, и я кое-как провела разминку. Тогда я долго обижалась на папу за то, что он рассказал о моем желании тренеру, но именно благодаря этому ко мне начали присматриваться. А я поняла, что педагог — совсем непростая профессия.

— Что тебе пришлось преодолеть, чтобы стать преподавателем по айкидо?
— Во-первых, тренер стал строже подходить к занятиям со мной. Если все остальные ребята сдавали экзамен группами, и их маленькие недочеты оставались незаметными, то я делала это одна и перед всеми. Сейчас я понимаю, что такое испытание проходит каждый наставник на своих уроках. Чтобы продолжить свою профессиональную деятельность, я поступила в педагогический колледж, направление — физкультура. И вот тогда я поняла, что мой путь к преподаванию начинается только сейчас. Оказалось, что, кроме спортивных навыков, для работы с детьми нужно знать еще уйму всего. Приходилось очень многому учиться.

— Примерно в те же годы у тебя появился первый ученик. Сложно ли было выстраивать с ним отношения?

— Да, тогда я попросила тренера допустить меня к индивидуальным занятиям, и мне доверили моего первого подопечного, который был всего на 4 года моложе меня. Роль наставника давалась мне нелегко, но этот опыт очень сильно помог, особенно в учебе. Я искала дополнительную литературу, чтобы правильно разработать для него упражнения, консультировалась со своими преподавателями по поводу дыхательной гимнастики или питания. Тогда я получила один из главных уроков: учитель — это тот, кто, вкладывая в других, не жалеет себя.

dasha-19-2— И каких успехов в профессиональной сфере тебе удалось достичь с тех пор?

— Сейчас у меня уже 25 учеников. Кроме того, я преподаю айкидо в детском саду №103. Руководству учреждения так понравилась моя работа, что для меня постарались выстроить график, который не мешает моей учебе. Мне также не перестают приходить приглашения о сотрудничестве от других тренеров, которые открывают свои собственные клубы. Это интересно, и я соглашаюсь, поэтому сейчас у меня практически нет свободного времени — домой возвращаюсь не раньше 11 часов вечера. Но были случаи, когда и в это время приходили ученики. Я не могу им отказать, ведь это незабываемые эмоции, когда видишь, как ребенок, который еще совсем недавно впервые неуклюже делал упражнения на первой тренировке, сдает экзамен на коричневый пояс или побеждает в соревнованиях.

— Почему дети так любят твои тренировки?

— Я стараюсь их заинтересовать, и в этом плане мне многое дал колледж. Я не пытаюсь поучать своих ребят, ставить себя выше их только потому, что я учитель. На занятиях у нас царит полное доверие и взаимопонимание, они не стесняются вносить свои предложения и пожелания в процесс тренировок. Если моих подопечных что-то беспокоит, то я всегда спешу поговорить отдельно с каждым. Мне сейчас настолько легко и интересно работать, что я даже на учебной практике в школе без проблем замещала преподавателей со стажем. К тому же я не боюсь работать со сложными детьми. У меня как-то был мальчик, от которого до этого отказались 3 тренера — все думали, что у него психические отклонения. Мы с ним побеседовали, и я поняла, что он просто сильно закомплексован и замкнут. На каждом занятии я старалась его мотивировать, хвалить за результаты, после чего он успешно сдал экзамен и сейчас делает успехи в айкидо.

— Даша, ты так гордишься победами своих подопечных, а не боишься, что когда-нибудь ученики смогут превзойти своего учителя?

— Думаю, это цель любого педагога. Я уже давно не выступаю на соревнованиях, хотя многие тренеры постоянно предлагают поучаствовать. Для себя я решила: пусть не заработаю очередную медаль, зато мои воспитанники вместе завоюют 15 таких наград. Поэтому сейчас я не жалею сил и времени, чтобы они этого добились.

Беседовала Кира Ковардина

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости