Полис на проверку

  • 28 февраля 2017
  • 16:23

osago-3С нового года вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, обязывающие страховые компании заключать договоры «автогражданки» в электронном виде. Если до 1 января 2017 года это было правом страховщиков — предоставлять или нет такую услугу, то теперь за отказ оформить полис даже грозит штраф до 200 тысяч рублей. Что, впрочем, не мешает некоторым компаниям придумывать очередные уловки…

Без очередей и ДОПов
Именно в этих словах заключаются основные преимущества электронных полисов. Каждый владелец автомобиля теперь может зайти на сайт страховой компании и самостоятельно, через личный кабинет оформить ОСАГО, не тратя время на обивание порогов в офисах страховщика и деньги на всевозможные «дополнительные услуги».

Кстати, первые е-полисы стали продаваться в июле 2015 года, но компаний, оформлявших договоры в электронном виде, было так мало (да и у тех периодически «зависали» сайты), что право пришлось превратить в обязанность. И такой подход уже принес свои плоды. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с 1 января по 21 февраля было заключено 355 тысяч договоров е-ОСАГО. Для сравнения: за весь 2016 год, когда электронные полисы «автогражданки» продавались в добровольном порядке, их насчитывалось 330 тысяч.

Несмотря на введенную «обязаловку», некоторые автовладельцы по-прежнему не могут купить электронный полис. Иногда это происходит из-за ошибок системы. Случается, что с сайта выбранной страховой компании клиентов перебрасывает на интернет-страницы других страховщиков. За такую переадресацию грозит предупреждение или штраф до 200 тысяч рублей. Если же страховая компания, на сайт которой был перенаправлен автовладелец, по каким-то причинам не оформит полис, ей придется заплатить 50 тысяч рублей за каждый незаключенный договор.

На нет и суда нет
В середине февраля Центробанк заявил о том, что в интернете появились сайты-клоны крупных страховых компаний, продающие фальшивые полисы е-ОСАГО. Как правило, они частично или полностью копируют дизайн официального сайта страховой компании, а найти различия в электронных адресах клонов и страховщиков можно лишь при тщательном сравнении. Одним из самых явных признаков клона, как сказано в официальном сообщении ЦБ, «может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков». Страховые компании чаще всего используют оплату с помощью банковской карты, что вполне логично, — таким образом можно проследить весь путь денег, от отправителя до получателя.

По данным Агентства страховых новостей (АСН), в первую очередь подделываются сайты наиболее известных брендов — три ведущие страховые компании уже вполне официально подтвердили тот факт, что их именем прикрываются интернет-мошенники. Последние получают от обманутых автовладельцев не только деньги, но еще и доступ к персональным данным, что тоже может обернуться серьезными проблемами. В ответ они присылают по электронной почте профессионально выполненные PDF-файлы настоящих бланков полисов с печатями и подписями. Правда, при любой проверке выяснится, что в базе РСА этот полис значится, как оформленный совершенно на другого автовладельца, или же не значится вообще.

Понятно, что е-ОСАГО, приобретенные на сайтах-клонах, недействительны, и никакого возмещения по ним в случае ДТП не будет. Центробанк рекомендует внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному ресурсу страховщика, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта. Если есть хоть какие-то сомнения, до момента оплаты полиса необходимо позвонить на «горячую линию» страховой компании. Официальные адреса их сайтов можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. Однако и он в феврале был клонирован мошенниками, но, как заявил президент РСА Игорь Юргенс, последние не успели воспользоваться результатами своего труда, поскольку в тот же день сайт-двойник был заблокирован. По мнению Юргенса, «целью создания этого клона являлась идея подмены ссылок публикуемых на официальном сайте РСА официальных адресов продажи электронных полисов ОСАГО на фальшивые».

К слову, РСА уже заблокировал порядка 10 подобных мошеннических сайтов, а также сайтов-«посредников», чья деятельность также находится за гранью закона. Последние за сравнительно небольшую плату предлагают оформить е-ОСАГО на своих сайтах, однако стоит запомнить, что купленные таким образом полисы тоже считаются недействительными. Согласно российскому законодательству, договор ОСАГО в электронном виде может быть заключен только на официальном сайте страховой компании.

В противном случае автовладелец не только лишится денег, отданных за несуществующий е-полис ОСАГО, но еще и вынужден будет заплатить штраф за его отсутствие — 800 рублей. Здесь напрашивается вполне логичный вопрос: как же все-таки оформить электронный полис, если официальные сайты периодически «отфутболивают», а вокруг полно мошенников?

Как посоветовали в одном из курских филиалов крупной страховой компании, «приезжайте в офис, мы вам все оформим». В порядке очереди, зато безопасно. Как говорится, от чего ушли, к тому и пришли…

Кстати, в этом году Центробанк впервые проводит тендер по разработке мер противодействия страховому мошенничеству и готов заплатить за это более 5 миллионов рублей.

Натуральное возмущение…
А это уже из серии «оговорочек по Фрейду» — на самом деле, речь пойдет о натуральном возмещении в ОСАГО. Законопроект о нем 21 февраля во втором чтении одобрила Госдума.

Документ должен вступить в силу через 30 дней после опубликования, однако возмущение уже началось — в основном, со стороны автовладельцев, усматривающих очередной подвох в замене страховых выплат на ремонт попавшей в ДТП машины.

Зато аналитики уверены, что натуральное возмещение если совсем не оставит без работы, то серьезно «подвинет» автоюристов, неплохо зарабатывающих на ОСАГО. По некоторым прогнозам, с рынка может уйти до 90 процентов автоюристов, поскольку будет сведена к минимуму сама возможность использования схем нелегального обогащения за счет приоритета денежного возмещения над натуральным.

Впрочем, насчет убыточности ОСАГО — спорный вопрос. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, в целом этот вид страхования не убыточен, иначе регулятору не пришлось бы проводить «чистку» в рядах страховщиков, — по состоянию на 1 февраля рынок покинули 183 страховые организации, или 40 процентов от общего количества компаний. Объективно ситуация на рынке ОСАГО ухудшилась из-за падения курса рубля, что вызвало рост цен на запчасти. Свою лепту внесли и вышеупомянутые автоюристы, которые, по мнению Набиуллиной, «буквально исказили ситуацию на рынке отдельных регионов». В таких регионах Центробанк получит право применять норму о приоритете натурального возмещения на уже заключенные договоры ОСАГО. Автовладельцы смогут выбирать станцию технического обслуживания из списка страховой организации, а базовый подзаконный акт, определяющий порядок возмещения ущерба и направления автомобилей на ремонт, как заверил зампред ЦБ Владимир Чистюхин, будет принят до начала действия закона о натуральном возмещении.

В свою очередь, РСА определил 30 наиболее проблемных с точки зрения мошенничества и убыточности по ОСАГО субъектов федерации, где теоретически возможно установить приоритет «натурального» возмещения. Курской области в этом списке нет…

Татьяна Ласточкина

Евгений Снеговой, таксист:
— Если выплаты будут заменены ремонтом, то его должны делать официальные дилеры. Их необходимо обязать покупать для ремонта только новые и оригинальные запчасти. Иначе страховые компании могут заключать договоры с самыми дешевыми сервисами, где, например, красят из баллончика. Кроме того, есть опасность мошенничества в самом сервисе. Хотя направление и будут выдавать в течение 20 дней, автовладельца, скорее всего, начнут «кормить завтраками», ссылаться на очереди и тому подобное. И если раньше можно было самому отремонтировать машину, а после дожидаться выплат, то теперь битая машина будет стоять и гнить в ожидании очереди.

Евгений Харитошин, бизнесмен:
— ОСАГО — хорошая штука, но при возникновении страхового случая приходится постоянно ходить в компанию на разбирательства. Плюс часто искусственно занижается коэффициент выплаты, нужно обращаться к независимым фирмам для проведения экспертизы и последующего подсчета причиненного ущерба. Все это отнимает много времени, а порой и денег. Ведь при оформлении страховки некоторые компании навязывают так называемые «допы» (страхование жизни или имущества), которые автовладельцу не нужны. Поэтому я считаю, что полис ОСАГО с имеющимися «добавками» лишний, проще было, когда разбирались «на месте». И никто в то время не стоял по полдня в ожидании инспекторов ДПС из-за банальных царапин. А вот КАСКО считаю полезным страховым продуктом, особенно это касается владельцев новых автомобилей или дорогих иномарок, у которых амортизация идет низкими темпами. Чтобы была возможность впоследствии покрыть ремонт или восстановить машину.

Анатолий Токарев, строитель:
— У меня неоднозначное отношение ко всем этим нововведениям с заменой выплат. С одной стороны, меньше мошенников, которые завышают сумму ремонта, а потом хвастаются, как много они заработали на страховой сумме. Ну а с другой — автосервисы, которые сотрудничают со страховыми компаниями, наверняка будут ремонтировать просто «для галочки»: не подбирать как следует цвет, использовать китайские запчасти и тонны шпаклевки вместо замены детали. И опять нет вариантов. Либо за свои, но хорошо, либо терпи. Единственный выход — судиться и не принимать машину. Скоро иметь автомобиль будет просто невыгодно.

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

TOP5. События недели.

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архивы

ВСЕ новости