Руслан Балицкий: «Патриотизм начинается с внутреннего понимания, что это моя страна»

  • 02 ноября 2017
  • 12:16

БалицкийВ преддверии Дня народного единства нередко можно услышать разнообразные дискуссии относительно исторического прошлого нашей страны, когда в тяжелые для Отчизны дни возникает всплеск национального самосознания и люди, жертвуя собой, встают на ее защиту. В основе такой самоотверженности целых поколений россиян лежит патриотическое воспитание на примере героических подвигов наших предков. Сегодня ему уделяется особое внимание, и Курск не является здесь исключением. О работе, которая проводится в этом направлении, начиная с самого детства, рассказал директор школы №9 Руслан Балицкий.

— Руслан Николаевич, что в вашем понимании означает быть патриотом?
— Это очень многогранное понятие. Именно поэтому я не люблю употреблять сочетание «военно-патриотическое воспитание», потому что оно ассоциирует любовь к Родине только с армией. А разве человек из другой сферы не может так же уважать свою страну, как офицер или герой войны? Юноша, которому незазорно поднять бумажку, упавшую мимо урны, чтобы сделать свой город чище, уже патриот. Это чувство начинается с внутреннего понимания, что это моя страна, и я должен сделать так, чтобы в ней стало еще лучше жить. Именно поэтому, проводя внеклассную работу с нашими учениками, мы не зацикливаемся только на военной тематике.

— Расскажите подробнее, какие еще направления в своей школе вы относите к патриотическим?
— Поскольку мы уже упомянули военную патриотику, то начнем с нее. У нас есть клуб «Россияне», который существовал еще задолго до моего прихода на должность директора два года назад. Там подростки учатся строевому шагу, стрельбе, изучают макеты оружия, готовятся к соревнованиям и показательным выступлениям. Они уже успели себя хорошо зарекомендовать среди других клубов Курской области. Нас даже приглашали соревноваться с кадетскими классами, где военная подготовка является обязательной частью учебной программы. «Россияне» вошли в тройку лучших по несению Вахты памяти на Посту №1. К тому же многие из наших выпускников, благодаря такой практике, потом поступают в военные вузы. Занимаются в клубе все желающие. Главные требования — это дисциплина и умение правильно оценивать свои возможности.

Кроме этого, есть еще и экологическое направление, и это тоже часть патриотизма. Здесь главное — не заставлять силой ребенка убирать территорию или сдавать как можно больше макулатуры, а, прежде всего, объяснить, зачем он это делает. К примеру, у нас каждый знает, что одна выброшенная батарейка загрязняет 400 литров грунтовых вод, поэтому ученики приносят их из дома, а потом мы собираем и отправляем отработанный материал на утилизацию. Причем это увлекает не только детей, но и родителей. Даже уборка территории у нас проходит добровольно, потому что ребята сами понимают: это нужно. Поэтому сейчас, когда погода нестабильна, — то снег, то дождь, у нас вокруг школы абсолютная чистота. Мы постоянно в тройке лидеров по оформлению территории среди школ Центрального округа.

Также большое внимание уделяется исторической памяти. Сюда можно отнести одно из наших последних достижений — это присвоение учебному заведению имени героя Великой Отечественной войны Андрея Боровых. На это ушло очень много сил: поиски различных фактов, контакт с родственниками, упоминания в документах. Конечно, в первую очередь, в этом были задействованы наши ученики. Они подготовили не одну исследовательскую работу, в которых рассказывалось о подвиге Андрея Егоровича. Ведь понять, что такое война, нам, к счастью, не довелось, но приблизиться к ней помогают истории вот таких выдающихся людей. К тому же, когда ребенок является не просто слушателем, а настоящим исследователем, — это для него особый почет. Он узнает, а потом рассказывает о фактах, которые неизвестны и многим взрослым. Отсюда и начинается любовь к истории.

Военно-патриотический клуб школы №9 «Россияне» сотрудничает с летчиками из авиационного полка, который находится в деревне Халино Курского района.

— Направления, которые вы перечислили, требуют достаточно серьезного подхода, в то время как дети больше тянутся к чему-то более развлекательному. Как удается заинтересовать их?
— Основное наше правило — «не причесывать всех одной гребенкой». Если нет ощущения, что это твое, то ребенку приходится заниматься тем, что ему не нравится. А когда делаешь что-то из-под палки, то исчезает интерес и ко всему остальному. Задача школы — воспитать целеустремленную личность, которая найдет свою дорогу в жизни. Поэтому ребенок сам берет то, что ему надо, а мы показываем ему, как это может быть.

Сегодня в патриотическом воспитании есть такая проблема, как «забалтывание». Можно всех собрать в актовом зале и 4 часа читать лекции о героях, а потом просто поставить галочку о проделанной работе. Но результата не будет. Это же как с любым школьным уроком, но только физику или биологию ребенок рано или поздно начнет осваивать, потому что это нужно для его хорошей успеваемости, для экзамена, то к воспитанию в себе патриота он возвращаться не будет. Поэтому мы уделяем пристальное внимание тем мероприятиям, которые проводим с учениками, чтобы вся информация нашла отражение в каждом из них.

balickiy— И результаты есть?
— Конечно. Даже если рассматривать обычные беседы, то ребята принимают в них активное участие, спорят, задают вопросы, то есть им интересно. К примеру, о шествии «Бессмертного полка» мы говорим детям только время и место, где формируется колонна. А участвовать или нет — это уже их выбор. И всегда приятно видеть, когда наши ученики приходят на это мероприятие целыми классами. То же самое касается возложения цветов. Ведь даже встать пораньше в выходной день, чтобы прийти к памятнику, не всем под силу. поэтому, чтобы делать это сознательно, нужно понимать, что это важно в первую очередь для себя самого.

— Вы упомянули, что недавно школе было присвоено имя Андрея Боровых. Это еще больше дисциплинирует учеников?
— Думаю, это делает тему патриотизма более близкой, ведь Андрей Егорович вырос в тех же местах, где сейчас живут многие наши воспитанники. Для них он как парень с соседней улицы, который впоследствии стал дважды героем, — на него хочется равняться и подражать ему.

— Кстати, для большинства детей главным примером являются их родители. А что же делать школе, если семья ученика далека от патриотизма и является не лучшим примером для подражания?
— Конечно, детьми в первую очередь должны заниматься мама и папа, но если они не в состоянии это делать, то на помощь приходят педагоги. Ведь, как говорят, ошибка хирурга видна сразу, а ошибка учителя — через много лет, и неизвестно, что хуже. Но если раньше школа могла повлиять на родителей, которые, по их мнению, неправильно подходят к воспитанию своего ребенка, то сейчас максимум, что мы можем, — это обратить их внимание. А если и это бесполезно, то тут уже нужна ненавязчивая работа с самим подростком. Нравоучительные беседы и рассказы о том, что «ты встал на скользкий путь», ничего не дадут. Возможно, он испугается гнева, первое время будет вести себя так, как от него требуют, но внутри все равно останется противоречие, потому что он делает не то, что хочется. Наша задача — показать, что есть альтернативный путь. Позволить юноше сравнить себя с другими и оценить будущее, которое его ждет. Если осознает, что у его выбора не самые лучшие последствия, то имеется шанс, что парень встанет на путь исправления. А может быть, и подтянет свою семью. У нас много подобных случаев, когда дети, увлеченные, к примеру, сохранением окружающей среды, заинтересовывали родственников, вместе с ними участвовали в экологических акциях. То же самое и с митингами в честь Дня Победы: когда мама видит, с каким рвением ее сын спешит поздравить ветеранов, она сама захочет его поддержать.

Школа № 9 носит имя дважды героя Советского союза генерал-полковника авиации, нашего земляка Андрея Егоровича Боровых. За два года войны он совершил 341 боевой вылет и сбил 26 самолетов противника.

Беседовала Кира Ковардина

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости