Сердца, отданные флоту

  • 25 июля 2018
  • 11:27

29 июля в России отмечается День Военно-морского флота (ВМФ). Этот вид войск славится своей героической биографией и боевыми традициями. Многие поколения отважных моряков в суровые годы испытаний отвоевывали право нашей страны на независимость, процветание и суверенитет. Их блистательные победы, мужество и самоотверженность будут помнить и чтить через века. Среди этих доблестных воинов есть и куряне.

Анатолий Барков в дни службы на Северном флоте

Михаил Соголаев. 1940-х годов

СНИМОК НА ПАМЯТЬ

В дни моего детства в семейном альбоме я увидел маленькую фотокарточку, по размеру подходящую разве что для служебных удостоверений или же на паспорт старого образца. На ней запечатлен красивый моряк с вьющимся чубом, выбивающимся из-под бескозырки. На обороте есть надпись: «Жене от Михаила. Вспоминай. 20.2.44».

Снимок сделан в годы войны и прислан моей маме Евгении Наумовне в воинскую часть. Это портрет Михаила Андреевича СОГОЛАЕВА, который много лет дружил с моими родителями и, бывая в Тиме, обязательно заходил к нам домой. Родился дядя Миша (так я его называл) в селе Погожее 28 августа 1920 года. Его отца убили кулаки на Беловских Дворах Тимского района.

Служил он на Черном море. По рассказу его сына Петра Михайловича, на флот был призван с началом Великой Отечественной войны. Во время службы ему довелось принимать участие в героическом десанте моряков и защищать небольшой плацдарм, именуемый Малой Землей.

 

Не покривлю душой, сказав, что на долю бойцов флота тогда досталось не меньше огня и металла, чем их сверстникам, сражавшимся под Курском. Нет слов, чтобы описать тяжелые битвы и потери, которые несли защитники этого небольшого «пятачка». Михаилу Соголаеву еще «повезло»: он был ранен, и его удалось эвакуировать на одном из катеров на Большую Землю. Затем последовало долгое лечение в госпитале. А за свою службу моряк был отмечен орденом Красной Звезды.

Морские пехотинцы готовятся к высадке на берег

СКРОМНЫЙ МАСТЕР

В последующие годы Михаил Андреевич трудился уже на мирной ниве в колхозе «Прогресс» родного села Погожее. Работал скотником, а также слесарем по монтажу и ремонту автопоилок и транспортеров на ферме.

Дядя Миша был мастеровым с юности: сам мог построить сарай, погреб, перекрыть крышу. Это были особенно полезные в то время умения. Ведь гитлеровские оккупанты сожгли многие села Курской области, в том числе и Погожее. Необходимо было восстанавливать в них мирную жизнь. Тогда к тому же не хватало строительных материалов, и крыши крыли дедовским способом, то есть соломой и камышом. А Михаил Соголаев являлся большим мастером в этом деле, оставаясь при этом весьма скромным человеком.

Бывший моряк выписывал несколько газет, и если речь шла о войне, читать их спокойно не мог. Сам о том времени никогда не рассказывал, разве что когда просили педагоги выступить перед учениками в Погоженской восьмилетней школе. А когда по телевизору показывали фронтовую документальную кинохронику, его глаза всегда наполнялись слезами…

Жена Михаила Андреевича, Валентина Владимировна, была родом из села Куськино Мантуровского района. Ее отца Владимира Баркова в 1941 году расстреляли фашисты…

У Михаила и Валентины Соголаевых родились дети: Анатолий, Тамара, Коля, Петя и Таня. В Тиме проживает сейчас только их сын Петр, как и отец, отличный мастер в строительном деле.

Умер дядя Миша — славный моряк-черноморец — 4 апреля 1992 года.

Подводный ракетоносец проекта 629

К БЕРЕГАМ БРАТСКОЙ КУБЫ

В 1962 году, в ответ на организованную США военно-морскую блокаду молодой Республики Кубы, Никита Хрущев приказал послать туда наши подлодки. Весной-летом 1963 года тимчанин Анатолий БАРКОВ участвовал в походе дизельной подводной лодки-ракетоносца проекта 629.

Родился Анатолий Александрович 19 декабря 1942 года на хуторе Заломное Куськинского сельсовета Мантуровского района. Закончил семь классов, потом стал помогать в колхозе — возил навоз в поле, по десять тележек ежедневно.

Повзрослев, юноша стал учиться на шофера в Тимском СПТУ (или в школе механизации, как тогда говорили).

В ноябре 1962 года Мантуровским районным военным комиссариатом был призван на службу. На областном призывном пункте организовали медкомиссию, на которой из 28 человек двоих отобрали на флот — Анатолия Баркова и Вячеслава ГОРБАЧЕВА из 1-го Засеймья Мантуровского района.

В ожидании «покупателей» из Североморска парней отпустили на десять суток домой. Затем они вернулись в Курск, откуда призывников отправили в дорогу на поезде. В Орле к эшелону прицепили дополнительные вагоны с такими же новобранцами. В Североморске вновь прибывших разместили вначале в палатках, оборудованных печками-буржуйками. Здесь их переодели в морскую форму.

Учебку проходили не в Кронштадте, а там же, в Североморске, в школе мичманов, в течение шести месяцев. Учился Анатолий Барков на моториста. Затем его направили в Ягельную губу (ныне город Гаджиев). Три курянина — Анатолий Барков, Слава Горбачев и Николай Никулин — попали в один экипаж на лодку проекта 629. Эти субмарины несли по три баллистические ракеты. Габариты боеприпасов не вписывались в корпус корабля, поэтому под его днищем был большой выступ, в котором размещалась нижняя часть ракет с двигателями, а их носовая часть с боеголовками находилась в ограждении рубки и выдвижных устройств. Поэтому данный проект отличается от всех других лодок необычно длинным и высоким ограждением рубки.

В 1963 году (май-июль) подлодка находилась в автономном плавании у берегов Кубы. Я не расспрашивал Анатолия Александровича о тех днях его боевой службы. Хотя можно себе представить, что с работающими дизелями скрытность обеспечить им было довольно тяжело: на лодке стояли двигатели Д-37, точно такие же, как на тепловозах. Недаром американцы называли эти подводные корабли «ревущими коровами».

С ОТРЫВОМ ОТ ПЛАВАНИЯ

В канун 1965 года Анатолий Барков сдал экзамены и стал старшиной команды мотористов. За четыре с лишним года службы Анатолий Александрович в отпуске был дважды. В первый раз получилось отдохнуть 80 суток, а во второй — тридцать.

В июне 1966 года пришла шифровка, что на целину для уборки урожая срочно требуются водители. Привлекали ребят даже с атомных лодок. Сформированную команду привезли в Мурманск. Здесь получали грузовики ЗИС-164 и ГАЗ-51. Затем дорога лежала на Украину, где прошли сборы по уборке хлеба, а уже после направляли в Оренбургскую область. То-то удивлялось местное население водителям в морской форме! Собрали урожай хлеба — и снова на Украину — вывозить свеклу. На Север вернулись лишь в декабре. К этому времени все их сверстники уже разъехались по домам. За неделю до нового 1967 года вернулся в родной хутор Заломный и Анатолий Барков.

Вячеслав ЖИДКИХ

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости