Шофёрский путь беловских дам: в Курской области представили уникальную выставку

  • 22 марта 2019
  • 11:02

В Беловском историко-этнографическом музее открылась выставка «История обыкновенных вещей. Колесо». Особое внимание посетителей привлекли материалы о первых женщинах-водителях районе. Подробнее об их непростом трудовом пути рассказала научный сотрудник музея Лариса Шепелева.

Первая женщина-водитель Беловского района Фекла Щетинина

Самой первой женщиной-шофером в Беловском районе была Фекла Ивановна Щетинина. Вот как вспоминал в свое время о ней автомеханик «Сельхозтехники» А.Ульянов: «В годы пятилеток появились первые грузовые машины. Много разговора в селах было о них. Как зачарованная, смотрела Феклуша вслед проехавшей «эмке». Однажды ей повезло: водитель попросил помочь долить воды в радиатор и потом прокатил по ее родному Крупцу. С тех пор девушка только и мечтала о профессии водителя.

В 17 лет курянка отправилась учиться на курсы, открывшиеся в Белой. Она стала первой в районе девушкой, получившей водительское удостоверение. Так с осени 1936 года начался ее нелегкий трудовой путь. Особенно тяжело было после освобождения района. Вокруг — разруха, все мужчины на фронте, не было запчастей, электроэнергии, все приходилось делать вручную.

— Своими силами начали восстанавливать разбитые машины, собирали по болтику, не считаясь со временем. Бывало, что к вечеру валилась с ног, а нормы выполняла,- вспоминала сама Фекла Ивановна.

А вскоре начала поступать техника в колхоз. Кому доверить доставку горючего? Посоветовались, решили: Щетинина – хороший водитель, не подведет. Ее бензовоз с номером 78-44 КУВ в любую погоду можно увидеть на бригадных станах. В заботливые руки попала машина, оттого и долго служит. 30 лет за рулем – таков стаж простой женщины-труженицы из объединения «Сельхозтехника».

С нетерпением ждали приезда бензовоза и в гирьянском клубе: по просьбе киномехаников возила она фильмы из Песчаного. Непросто сложилась и личная жизнь Феклы. Довелось женщине быть вдовой (первый ее муж, Соловьев Михаил, погиб на фронте), растила дочь одна. Спустя годы, вышла замуж и родила еще одну дочку. В селе запомнили Феклу Ивановну аккуратной, приветливой, улыбчивой. Всегда за рулем в юбке и неизменно на голове – платочек. До 1992 года она жила в Гирьях, в своей ухоженной усадьбе с множеством цветов. На склоне лет, когда силы стали покидать, поехала жить к дочери в Нижний Новгород, где и скончалась в 81 год. Но до сих пор в селе живет память об этом добром, уважительном человеке.

Анна Леусенко за рулем

Водителем стала и член семьи Феклы Ивановны — Леусенко Анна. Она родилась в 1952 году в семье рабочих Песчанского совхоза. Училась в Гирьянской средней школе, затем получила специальность пчеловода в Горшечном. Но работать по этой специальности не довелось. Некоторое время она шила и ремонтировала обувь. Затем вышла замуж за Леусенко Ивана Владимировича, сварщика. Фекла Ивановна была родной тетей мужа, которая и предложила однажды новой родственнице стать шофером.

Анна недолго думая, пошла в «Сельхозтехнику» и закончила курсы. Практику проходила на бензовозе. Однажды случился пожар: Анна стала отъезжать от своего дома, как вдруг вспыхнуло пламя. Оказалось, из бака бензин потек на аккумулятор. Одной искры оказалось достаточно… Женщина едва успела выскочить из-за руля… В цистерне оставалось 200 литров горючего. Благодаря тому, что в свое время механик предусмотрел подобное и кое-что изменил в конструкции, взрыва не последовало, но бензовоз сгорел. Приехавшая пожарная машина затушила огонь окончательно.

После такого потрясения кто-то может быть больше никогда и не сел бы за руль. Но только не Анна. В автобазе ей предложили бортовой ГАЗ-51. На этой машине она проработала много лет без капитального ремонта, любила свой автомобиль, как могла ухаживала за машиной. Всего за баранкой Анна Ивановна провела 17,5 лет. И за это время ни одной аварии! При этом, в те далекие времена и асфальта в родном районе не было. Женщина ездила по бездорожью в любое время года.

Иногда за товаром приходилось отправляться в Курск и Льгов. Но чаще Анна колесила по своему району. Бывало, что приходилось буксовать в непролазной грязи. Подчас и плакала от бессилия. Но выход был один: терпеливо ждать, когда проедет какой-нибудь трактор. Вообще мужчины-водители помогали ей всегда, великодушно приняли в свое шоферское братство.

Анна Гладкова

Еще одна женщина-водитель Анна Егоровна Гладкова (Талызина) родом из деревни Корочка Беловского района. Среднее образование она получили в Белой. В семье росли 4 дочери, Аня – старшая. Жили трудно, да к тому же отец очень хотел сына. Вот и решила Анна «оправдать» его ожидания. В старших классах заявила, что будет водителем. Сначала все это восприняли как шутку, а потом много слез пролила мама, чтобы разубедить девушку, которая хорошо училась и могла окончить техникум или вуз, приобрести женскую профессию. Она же выбрала Суджанскую автошколу, но права получила не сразу, так как была еще несовершеннолетней.

Трудовая жизнь новоиспеченного водителя началась в 1972 году. Пришлось управлять бензовозами в колхозе «За коммунизм» и откормсовхозе. Анна Егоровна вспоминает, как было непросто поначалу. Однажды машина заглохла, а выручил совет бывалых водителей: нужно было потереть контакты на трамблере монеточкой.
Был и в ее биографии пожар. Это та ситуация, когда на раздумье нет секунды: товарищи-шоферы сумели вовремя потушить пламя куртками (тем, что подвернулось под руку). Потом Анна пошла работать в райпо, водила новенький «Газ-53», в простонародье – «будку». И нет такой дороги в Беловском районе, где бы не ездила она. Когда вышла замуж и родила дочку, то в декрете долго не засиделась, буквально через 10 месяцев вышла на работу.

Сегодня Анна Ивановна Леусенко и Анна Егоровна Гладкова – пенсионерки. Обе женщины с теплотой говорят о людях, которые помогали в работе и поддерживали их в столь нелегком деле.

А за всем этим – гордость, ведь они остались верны любимому «неженскому» своему делу…

Источник: газета Беловские зори

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

Загрузка...
ВСЕ новости