В деревне Сахаровка состоялся фольклорный фестиваль Курские гуляния (фоторепортаж)



В деревне Сахаровка состоялся фольклорный фестиваль Курские гуляния (фоторепортаж)
"

Выходные в русских традициях. В деревне Сахаровка прошел фольклорный фестиваль «Курские гуляния». Народные песни, молодецкие забавы, танцы, десятки мастер-классов, демонстрация русских костюмов и многое другое. Программа фестиваля позволяла каждому найти занятие по душе. Особое внимание – экспозиции работ курских мастеров. В каждом павильоне – частичка нашей истории и богатейшее наследие, которое бережно передается из поколения в поколение.

Художник-керамист Галина Власова создает кукол в народных костюмах, свистульки и колокольчики из глины. Творчеством Галина Владимировна занимается около 20 лет. Свой путь она начала в курском Дворце пионеров и школьников: учила детей лепить, рисовать и выжигать. А взявшись за глину поняла – это больше, чем просто хобби. Сегодня Галина – участница многочисленных выставок, ее работы представлены в экспозиции историко-культурного центра в Коренной пустыни, а куклы разъехались не только по стране, но и миру.

Хрупкую глиняную игрушку просто так малышу не дашь – он может ее разбить, а значит ребенок и родители играют вместе. Это совсем не то же самое, что отдать ребенку пластиковую игрушку и предоставить его самому себе, поясняет мастерица, свистульки можно вместе слушать, подбирать под мелодии песни, можно при помощи этих игрушек рассказывать сказки. Это совсем другое отношение к игрушке и в целом к творчеству. К тому же это ручная работа, а не производство, поставленное на поток. Двух абсолютно одинаковых свистулек просто нет и все они звучат по разному.

А Серафим Бурлаков из Суджи осваивает необычное в XXI веке мастерство. Молодой человек занимается ковроткачеством. Сейчас он учится на 3 курсе Суджанского техникума искусств.

В своих работах я основываюсь на традициях, но есть место и импровизации, поясняет Серафим, что касается традиционного курского ковра, то он имеет цветочный орнамент и ткется на темном фоне. Каждый ковер – это ручная работа. Он создается на специальном станке из шерстяных ниток. Раньше шерсть красили самостоятельно, но сегодня можно приобрести готовые материалы. На создание одного ковра, в зависимости от рисунка и размера, уходит от месяца до года и даже больше!

Все мастера с радостью делились своими знаниями. Весь день на фестивале проходили разнообразные мастер-классы. Девушки осваивали мастерство лоскутного шитья, навыки ткачества поясов на дощечках и бёрдо, учились делать традиционную куклу. Некогда было скучать и сильной половине человечества. Для молодых людей организовали мастер-класс по изготовлению банных веников, учили народному вокалу и игре на балалайке. Юные куряне с родителями учились плести из соломы птичек и лошадок, а многие уехали домой и с глиняным петушком, сделанным своими руками.

#gallery-1 { margin: auto; } #gallery-1 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 20%; } #gallery-1 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-1 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */

В старину Троицу отмечали шумно и весело. Девушки гадали, кумились, плели венки. При этом, женский венок был не просто красивым украшением.

Рано утром, когда трава еще была покрыта росой, девушки выходили на улицу и плели себе венки, рассказывает мастерица Светлана Филонович, народное поверье гласило: нужно сплести венок и погадать на суженого. Девушки шли к реке и каждая бросала свой веночек. После этого все внимательно смотрели, куда он поплывет: если по течению, значит замужество не за горами. Бывало и так, что венок прибивало к берегу. В разных селах это трактовалось по разному: в одних говорили, что в этой стороны и ждать жениха, в других – что посидит еще девушка дома с родителями, ну а самым дурным знаком был утонувший венок.

Для преподавателя суджанской школы искусств Светланы Филонович изучение фольклора стало делом жизни. Собирая знания по крупицам, она путешествует по разных районам области и общается с местными жителями  – хранителями традиций.

#gallery-2 { margin: auto; } #gallery-2 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 20%; } #gallery-2 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-2 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */

Приезжая к бабушкам, мы так и говорим: Расскажите нам про старину, улыбается Светлана, мы изучаем народные песни, при этом, в каждом селе одна и та же песня может звучать по-разному. Отличается напев, слова и даже сюжеты. Отдельная тема – одежда тех времен. Бабушкины сундуки – это  настоящая сокровищница. Увы, многие костюмы не щадит время, а иногда приезжаешь, а бабушка говорит, что буквально пару дней назад все выкинула или пожгла.  Для нас, собирателей традиций, это, как ножом по сердцу. Ведь даже лямка от сарафана, отдельный лоскуток, фрагмент вышивки – уже огромная ценность, благодаря которой можно создать реконструкцию костюма.

В старину вековые традиции и обычаи передавались из поколения в поколение. Эта преемственность хранится в некоторых курских семьях и сегодня. Ольга Жихор вместе с сыном Максимом занимаются творчеством вместе. Мама создает кукол, сын — занимается росписью по бересте.

Я постоянно наблюдал за маминым творчеством и мне захотелось что-то сделать самому, вспоминает Максим Львов, сегодня я в основном работаю с берестой. Например, создаю куклы Берестушки. Изначально все они одинаковые и безликие. Как только человек приобретает Берестушку, он должен сам нарисовать ей лицо. Таким образом, она становится его оберегом.

А еще, как говорят мастера, такая  кукла защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей.  Внутрь Берестушки можно положить записку с заговором или просто написать желание. Часто такую куклу ребенку дарила бабушка, поэтому ее еще называют Бабушкиной куклой. А внимание многих  девушек привлекли берестяные куклы на удачное замужество.

Шея куклы щедро украшается нарядными воротничками, представляет свою работу мастерица, каждый воротничок означает желаемое качество будущего избранника. Создается она без рук, чтобы в замужестве было меньше работы, а муж носил на руках!

#gallery-3 { margin: auto; } #gallery-3 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 20%; } #gallery-3 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-3 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */

А лихоманки-приманки призваны защитить дом от нечести, которая является причиной болезней и разлада в доме. В старину верили, что эти куклы привлекают к себе духов болезни и вселяются в них, а не в человека. Всего же в народе насчитывали 13 злых духов (лихоманок). Столько же делали и кукол. В русской избе их ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев через трубу в дом, начнет искать жертву. Но заметит куклу, узнает в ней себя и вселится в нее вместо кого- то из членов семьи. Существуют и мужские обереги. Например, Спиридон Солнцеворот. Он помогает управлять делами, хозяйством и бизнесом.

Какой праздник без музыки? Еще около 30 лет назад в курских селах можно было увидеть настоящие, большие инструментальные ансамбли! Сегодня ситуация иная, но это не значит, что мастеров игры на народных инструментах не осталось. На фестивале звучали мелодии рожков, свистулек, кугиклов (древнейшего духового музыкального инструмента, на котором исполняли танцевальные, веселые песни) и калюки (древнерусская разновидности продольной обертоновой флейты). По традиции все желающие могли не только насладиться музыкой в качестве слушателей, но и освоить понравившийся инструмент под руководством опытных преподавателей и музыкантов.

#gallery-4 { margin: auto; } #gallery-4 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 20%; } #gallery-4 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-4 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */

Уже более 3 лет любителей истории и фольклора объединяет общественная организация «Курские вечерки». Ее руководитель Роман Максимов работает экономистом, а всем, что связано с русской традицией, увлекся еще во время службы в армии. Отслужив и перебравшись в Курск, он стал заниматься вокалом в народном фольклорном ансамбле «Ларец», постепенно находил единомышленников, вместе с которыми и решил создать такой клуб по интересам. Кстати, его участники придерживаются исключительно здорового образа жизни. На встречах и во время проведения подобных фестивалей алкоголь – под строгим запретом.

Кому нужен был пьющий крестьянин? Никому. Он не работник и не кормилец. А если не кормилец, то его семья просто не проживет. Поэтому наши предки жили трезво, умели развлекаться, не употребляя алкоголь. Мне показалось, что в нашем современном обществе этого не хватает,- поясняет Роман.

Отдохнуть традиционно и полезно смогли все желающие. А закончился вечер народными играми и песнями у костра.

"