Три мушкетера Огненной дуги

  • 14 ноября 2018
  • 9:57

«Один за всех и все за одного!» — знаменитый девиз легендарных мушкетеров из произведения Александра Дюма многим знаком с детства. Однако доподлинно неизвестно, существовала ли эта четверка бравых боевых товарищей в действительности. Возможно, они были чьими-то прототипами или возникли исключительно как герои романа.

Бросок на Восток
Так или иначе, бесспорно одно: Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян являются олицетворением дружбы, чести и отваги. Эти качества были и остаются ценными во все времена, и особенно в периоды тяжелых испытаний. Для нашей страны одним из таких стала Великая Отечественная война, и на ее фронтах также нашлось место для трех мушкетеров из Франции. Звали их Лефевр, Альбер и Дюранлетчики истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман», воевавшего на Курской дуге.
Иностранное подразделение в составе Красной Армии было сформировано 4 декабря 1942 года в городе Иваново и названо в честь одной из французских провинций, больше всех пострадавшей от гитлеровцев. Личный состав эскадрильи состоял из 72 добровольцев, получивших в свое распоряжение советские самолеты серии Яковлева. Многие прибывшие в СССР союзники ранее уже имели боевой опыт и не раз сталкивались с немецкими «мессершмиттами» в небе над Парижем. Однако удержать столицу им так и не удалось, а новое правительство отправило часть истребителей в алжирский город Оран. Именно в Африке началась история дружбы Лефевра, Альбера и Дюрана.

Альбер

Лефевр

Их объединяло желание продолжить борьбу с оккупантами и недовольство марионеточным правительством страны. В один из тренировочных полетов они инсценировали атаку неприятеля в районе Гибралтара и скрылись за облаками. На французскую базу летчики больше не вернулись и, переправившись в Британию, продолжили сражаться уже над Ламаншем в составе королевских ВВС.
Находясь в Англии, они решили присоединиться к группе добровольцев, отправлявшихся на советско-германский фронт, и в конце ноября 1942 года пилоты прибыли в Подмосковье.

Пылающее небо
Участие в Курской битве стало для них первым крупным испытанием. В воздухе все чаще стали появляться большие группы немецких самолетов. Чтобы с ходу нанести им ощутимый удар, в небо одновременно поднимались две-три эскадрильи. Рано утром 5 июля 1943 года немецко-фашистские войска перешли в наступление одновременно на орловско-курском и белгородско-курском направлениях. О его начале летчики 303-й авиационной дивизии и эскадрильи «Нормандия» узнали утром 6 июля, проведя более десяти воздушных боев и сбив несколько фашистских самолетов.

Дюран

На второй день пилоты подразделения сопровождали штурмовиков 224-й авиационной дивизии. Прикрываемые французскими летчиками группы самолетов Ил-2 успешно выполнили боевую задачу и возвратились без потерь. Попытки истребителей противника атаковать их вовремя пресекались союзниками. Во второй половине дня летчикам «Нормандии» было поручено прикрывать переправу. Едва «яки» появились над объектом, как по радио передали о подходе с запада группы вражеских самолетов. По команде ведущего французские летчики пошли им навстречу и смело вступили в бой. В завязавшейся короткой схватке лейтенант Дюран и два других истребителя сбили по одному «мессеру» противника. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и ушли, не причинив никакого вреда нашим войскам.
Как вспоминал в своих мемуарах еще один пилот «Нормандии» Франсуа де Жоффр, когда Красная Армия начала наступление на орловском направлении, «вокруг громыхали десятки тысяч орудий, сравнивая с землей немецкие позиции на участке 50 километров». Двенадцатого июля с двух часов дня и до девяти вечера эскадрилья совершила 25 вылетов. Одному из трех друзей — Альберу удалось сбить «мессер». Еще через четыре дня, баражируя в воздухе, он обнаружил и атаковал вражеский самолет – разведчик «Фокевульф – 189». Пулеметная очередь прошила кабину стрелка и левый двигатель, машина накренилась и ушла в свое последнее пике, разбившись о землю.
13 июля 1943 года Дюран стал первым летчиком «Нормандии», одержавшим 5 побед на Восточном фронте. Уже после сражения на Огненной дуге он вместе с Марселем Лефевром спасли от верной гибели советского летчика Николая Пинчука, у которого закончились боеприпасы. В бою ему больше ничего не оставалось делать, как идти на таран. От удара «юнкерс» переломился пополам, а Николай выпрыгнул с парашютом из своей машины. Вражеские истребители увидели белый купол и попытались расстрелять летчика. Но из-за облаков внезапно показались два «яка» «Нормандии». Им удалось повредить «фокеры», которые затем вышли из боя.
Трудным летом 1943 года «Нормандия» прошла суровую школу боев. Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: «Если бы мы воевали так же организованно и во Франции, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой вылет в день, а надо было — пять…»

Судьба авиаторов
Во второй половине 1943 года французские летчики, уже вполне освоив тактику группового боя, сбили 77 немецких самолетов. Но победы, к сожалению, давались ценой больших потерь. К концу войны от первого состава эскадрильи «Нормандия» практически никого не осталось.
Трагическая судьба постигла двух из трех мушкетеров. Первого сентября 1943 года Дюран не вернулся из очередного боевого вылета. Он пропал без вести в районе Ельни. К тому дню на его счету числилось 6 сбитых самолетов противника.
28 мая 1944 года, давая де Жоффру урок патрулирования в районе Витебска, Лефевр заметил утечку топлива после обстрела их самолетов вражескими зенитками. Он передал по радио ведомому: «У меня неприятности, прикрой. Иду на посадку…» Самолет приземлился. И вдруг огромный факел огня и дыма вырвался из кабины, Лефевр горящим клубком вывалился из нее и стал кататься по земле. Но все было напрасно… Врачи боролись за жизнь пилота 7 дней, но безуспешно.

Во второй половине 1943 года французские летчики, освоив тактику группового боя, сбили 77 вражеских самолетов

Марсель Лефевр с нетерпением ждал освобождения союзниками своей родины — Нормандии, и всего несколько дней не дожил до их высадки там. Его похоронили на Введенском кладбище в Москве. 4 июня 1945 года лейтенанту Марселю Лефевру было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Память о нем свято хранится. В России он навечно занесен в списки части, а во Франции его именем названа улица в городе Ле – Андели.
Пережил войну лишь Альбер. 27 ноября 1944 года старший лейтенант, командовавший 1-й эскадрильей «Руан» полка «Нормандия – Неман», был удостоен высшей награды СССР – золотой звезды Героя Советского Союза.
После победы над Германией Марсель Альбер еще три года служил в Военно-воздушных силах Франции. В отставку вышел в 1948 году. Женившись на гражданке США, Альбер переехал в Соединенные Штаты. Вчерашний военный летчик и герой воздушных боев посвятил себя одной из самых мирных профессий – он стал управляющим ресторанами. В штате Флорида герой прожил долгую и счастливую жизнь. Он скончался 23 августа 2010 года в доме для престарелых в штате Техас (США) на девяносто третьем году жизни.

Подготовил Виталий Тарков

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости