Учтивая неучтенность

  • 05 апреля 2017
  • 9:53

В квитанциях на квартплату, которые получают куряне, первое место традиционно занимает отопление — понятное дело, по величине начислений. С этими цифрами можно не соглашаться, можно их оспаривать, однако факт остается фактом — гигакалории нынче дороги…

zhkkh2

Проверить правильность начислений за тепло помогут в областной жилинспекции

Снизить плату и не замерзнуть

Так вкратце звучит основная задача теплоснабжения жилых домов с точки зрения их обитателей. Для ее решения существует два общеизвестных способа: переход на поквартирное отопление и установка общедомовых счетчиков. Начнем с первого. Не секрет, что счастливые обладатели индивидуальных обогревательных котлов платят за отопление меньше курян, живущих в квартирах с централизованным отоплением. А кроме того, они имеют возможность регулировать подачу тепла в зависимости от собственных потребностей и не отапливать улицу. Этим, по информации заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курской области Ольги Нащекиной, и объясняется разница в квитанциях: кому-то для комфортного проживания вполне хватает 18 градусов, а кому-то недостаточно и двадцати шести. (К слову, в новых домах с централизованным отоплением есть регулировка батарей, где также можно уменьшить подачу тепла в квартиру, однако сумму в квитанции это, увы, не уменьшит).

При всех очевидных плюсах в поквартирном отоплении есть и минус — перейти на него можно только всем домом и при наличии соответствующих технических характеристик. Поэтому большинству курских многоэтажек такая перспектива не светит.

Зато все новые дома в России, согласно недавнему постановлению Правительства РФ, теперь должны оборудоваться системой автоматического регулирования отопления и вентиляции в зависимости от температуры воздуха. Это позволит, в частности, снизить коммунальные платежи.

Что же касается общедомовых приборов учета тепла, то здесь, по словам жилинспекторов, оплата идет по факту — сколько получили, столько оплатили. При отсутствии счетчиков в ход идут нормативы потребления. Чтобы понять, какова разница, приведем простой пример. Вот данные ПАО «Квадра» по двум домам на проспекте Ленинского комсомола в Курске, этажность и площадь которых одинакова, при этом один дом оборудован прибором учета, а второй — нет. Многоэтажка со счетчиком получила за отопительный сезон платежку на 670 гигакалорий, без счетчика — на 948 гигакалорий. Разница, как говорится, налицо.

Если продолжать расчеты на примере квартир одинаковой площади — 34,4 квадратных метра, то в первой многоэтажке, где оплата рассчитывается с учетом показаний общедомового счетчика, обогрев обошелся хозяевам жилья в семь с копейками тысяч рублей (примерно одна тысяча в месяц), а во второй, где применяется норматив, почти в 11 тысяч рублей (1,5 тысячи).

Как говорит Ольга Нащекина, проверить правильность начислений за тепло по жалобам курян несложно, достаточно знать площадь дома и квартиры, расход гигакалорий по показаниям общедомового счетчика, а также стоимость самой гигакалории, которую устанавливает комитет по тарифам и ценам Курской области.

kvitanciya

Февральская квитанция двухкомнатной квартиры в Курске с установленным общедомовым счетчиком

Впрочем, с обладателями общедомовых счетчиков квитанции на квартплату тоже могут сыграть злую шутку. В этом отопительном сезоне были случаи, когда жильцы курских многоэтажек, оборудованных приборами учета тепла, получали счета, чуть ли не вдвое превышающие привычные платежи. При этом управляющие компании объясняли, что в доме забились трубы, поэтому, дескать, и цифры такие.

Разбор же конкретной ситуации в одной из многоэтажек на улице Школьной ясно показал: при чуть теплых батареях подача тепла в дом на 120 процентов превышала его расчетную величину, установленную для поддержания необходимой температуры в квартирах. Причина была в коммуникациях, за которые отвечает управляющая компания. Последняя же, чтобы не морозить жильцов, просто-напросто увеличила размер сопла на элеваторном узле, через которое в дом подается тепло. Его стало поступать больше, и счета за потраченные гигакалории, соответственно, выросли. А то, что до жильцов тепло не дошло, уже совсем другая история.

Танго втроем

И история эта — о взаимоотношениях ресурсоснабжающих организаций, потребителей и управляющих компаний. Каждый отопительный сезон — проверка этих отношений на прочность и эффективность, ведь комфортная температура в квартирах и разумные цифры в платежках, как ни странно это прозвучит, — плод коллективного труда. Пока же эти отношения больше напоминают танго втроем, где каждый танцует по своим правилам, упрекая партнеров в абсолютной несогласованности движений.

По словам известного борца за коммунальные права россиян, председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, ресурсоснабжающим организациям намного выгоднее считать оплату за тепло по нормативам, а не по установленным приборам, которые не учитывают многочисленные дыры в коммуникациях. Проще говоря, при наличии счетчика в доме ресурсники топят улицу за свой счет. Отсюда — непонятные задержки при приемке счетчиков тепла в эксплуатацию или затянувшийся ремонт последних, поскольку отсутствие показаний в течение трех месяцев означает автоматический переход на оплату по нормативу.

Впрочем, сам по себе прибор учета — еще не экономия в чистом виде (особенно если знать, что стоит он порядка полумиллиона рублей), это лишь первый шаг к ней. Дальше идет промывка и опрессовка отопительных систем, теплоизоляция труб, утепление фасадов и стыков домов, подъездов и так далее. За это отвечает управляющая компания, а собственники жилья, как говорится, «голосуют рублем».

Если же кто-то из них самоустранится, последствия не заставят себя ждать. К примеру, если не подготовить должным образом общедомовые сети к зиме, то, чтобы устранить неполадку в них в отопительный сезон, понадобится отключить отопление в целом доме, и не на один час, что, мягко говоря, невозможно.

Вместо этого УК расширяет диаметр сопла на входе в дом, увеличивая подачу тепла и цифры в платежках.

Отсюда, кстати, и заблуждение насчет того, что по нормативу платить выгоднее, чем по счетчику. Да, в холодные месяцы, такие как январь и февраль, когда увеличивается расчетная величина тепла, необходимого для поддержания нормальной температуры в квартирах, ощутимо возрастают и платежи — они действительно могут быть больше тех, что выходят по нормативу.

Однако в остальные месяцы отопительного сезона, включая октябрь и апрель, когда тепло подается только две недели, преимущество на стороне учетных приборов, ведь они считают по факту, в то время как норматив одинаков все семь месяцев.

К слову, до недавнего времени при расчетах за тепло в домах, не оборудованных приборами учета, применялся еще и повышающий коэффициент. По данным «Российской газеты», в августе 2016 года размер платы за тепло был увеличен сразу на 40 процентов, а с 1 января 2017 года отопление подорожало уже на 50 процентов. Теперь жильцам таких домов должны вернуть часть денег — на днях Правительство РФ отменило вышеупомянутый повышающий коэффициент.

Кто заказывает, тот и платит

Впрочем, вернемся к общедомовым счетчикам тепла. Их установка — не только право собственников жилья, но и прямая обязанность, предусмотренная, в частности, законом «Об энергосбережении». Согласно этому документу, расходы на установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) полностью ложатся на собственников квартир в многоквартирных домах.

Каждому из них предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный квартировладелец.

Его расходы определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для этого общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества. (Например, если площадь помещения составляет 100 м2, площадь дома — 9 000 м2, а общего имущества — 1500 м2, то доля собственника составит: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м2).

Из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что общедомовые приборы учета являются общим имуществом, поэтому для их установки требуется решение общего собрания собственников помещений.

О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

zhkkh

Установка теплового счетчика обходится жильцам в круглую сумму

Оплата за установку теплового счетчика может вноситься квартировладельцами в полном объеме или же в рассрочку, на что федеральное законодательство отводит 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанциях за коммунальные услуги равными частями в течение всего периода рассрочки. При этом, кроме стоимости самого счетчика, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Если же собственники отказываются устанавливать общедомовой прибор учета, этим должна заниматься ресурсоснабжающая организация. Владельцы жилья, согласно Федеральному закону «Об энергосбережении», должны предоставить сотрудникам этой организации беспрепятственный доступ к месту установки счетчика и компенсировать расходы на его установку. В случае отказа «платить по счетам», собственникам придется нести дополнительные затраты, связанные с принудительным взысканием средств в пользу ресурсников.

Кстати. По данным Росстата, 80 процентов многоквартирных домов в Центральной России были построены до 1999 года, то есть по устаревшим строительным нормам и правилам (СНиПам), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Такие дома потребляют на 70 процентов больше тепловой энергии, чем аналогичные многоэтажки, построенные после принятия закона об энергосбережении.

Татьяна Ласточкина

Юлия Афонасова, домохозяйка:
— Мы счетчики не устанавливали и не планируем этого. Сама я о качестве работы коммунальщиков рассуждать не могу, но слышала много негатива от знакомых. Платить приходится ни за что, тем более если такой прибор один на весь дом. Чем дальше квартира от носителя, тем в ней холоднее, а суммы за тепло приходят большие.

Тамара Галкина, пенсионерка:
— По своему опыту могу сказать, что в Курске проблемы ЖКХ не так остры, как в других регионах. Работа нашей тепловой компании далека от идеала, но, по крайней мере, она не наживается на простых людях. А то, что тарифы повышаются, так где этого сейчас нет?

Татьяна Назарова, пенсионерка:
— В ближайшее время мы собираемся сменить квартиру и как раз подумываем о счетчиках. На предыдущем месте жительства их не было, поэтому платили много. Очень часто приходилось расплачиваться за недобросовестных соседей. Их долг за тепло попросту раскидывается между другими жильцами. Это несправедливо, каждый должен платить за себя.

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать: