Гаснет свет в зале, открывается занавес… И зритель погружается в фантастическую реальность, которую в театре создают люди, увы, всегда остающиеся за кадром. Так с чего же все-таки начинается спектакль? Тайну открыл в честь 225-летнего юбилея Курского драматического театра имени А.С. Пушкина заведующий постановочной частью Владислав Войтович.
Святая святых
Первые наброски предполагаемых декораций и костюмов художник делает еще во время чтения пьесы, отмечает Владислав Иванович. Затем согласовывает свою работу с режиссером-постановщиком и клеит из картона и бумаги уменьшенную в несколько сотен раз трехмерную модель декораций к спектаклю: со стенами, окнами, дверями, лестницами и мебелью.
Как поясняет Влад, делается это для того, чтобы понять, будет ли удобно актерам в предлагаемых обстоятельствах, что зрителю нужно увидеть и, наоборот, желательно не замечать, глядя на будущую сценографию.
Когда все нюансы с режиссером согласованы, макет, как образец, вместе с красочными эскизами костюмов отправляется в святая святых цеха или отделы театра: производственно-декоративный, пошивочно-костюмерный, механико-технический, сварочный, бутафорский, электротехнический, производственно-реквизиторский.
Тридцатилетний домик Леопольда
При столичных театрах нет цехов, поясняет Влад Войтович, на них работают специальные мастерские, которые периодически для этих целей нанимаются. К сожалению, для провинциальных театров это большая роскошь, которая стоит огромных денег. Курский драматический со всеми задачами справляется самостоятельно при театре осуществляется так называемое производство полного цикла, начинающееся с железных трубок и досок и заканчивающееся готовыми декорациями.
По словам Владислава, Курский драмтеатр за помощью в сторонние организации обращается очень редко.
Среди декораций есть своеобразные раритеты. К примеру, домик из спектакля Кот Леопольд, которому тридцать лет.
Конструкцию варили из водопроводных труб, так как другого материала в те времена еще не существовало, рассказывает Владислав, поэтому дом жутко тяжелый, но способен прослужить не то что тридцать сотню лет.
От лавки до модернового кресла
Производственно-декоративный отдел делится на несколько подотделов. В нем работают специалисты-столяры, которые мастерят декорации из дерева. Трудится мебельщик, делающий все, начиная от грубо сколоченных лавок и столов, как в спектакле В день свадьбы, и заканчивая массивными стульями с тканевой обивкой, как в Горе от ума, или столов в стиле модерн, как в Обыкновенной истории.
Жаль, что мастеров по лозоплетению нет чтобы сделать плетеный стул и стол для премьерного спектакля Чужой ребенок, шутя замечает Владислав Иванович.
Помимо столяров, работают специалисты по мягким декорациям, которые расписывают тканевые одежды, сцены для фона, делают копии ковров и покрывал.
К декораторам относится и бутафор, умеющий устроить на сцене пир на весь мир, правда, с угощениями из папье-маше и воска.
Шьют костюмы для актеров шесть профессиональных портных-модельеров.
И не монтажники-высотники
Несколько цехов работают над тем, чтобы зритель услышал и увидел актеров, это осветители и радиотехники. И при этом специалисты остаются для публики невидимками. Дело их рук и спецэффекты гром и снег.
А хранителями всего того, что создали коллеги, являются представители реквизиторского отдела.
Как оказалось, позже всех театр покидают не актеры или художественный руководитель, а сотрудники монтировочно-технического отдела. В их главную задачу входит разобрать и отправить на хранение декорации прошедшего спектакля и установить все для следующего.
Работа монтировщиков весьма ответственная, ведь плохо закрепленные элементы декораций могут стоить актерам здоровья и жизни. Труд еще и опасен, так как часть сценографии закрепляется на приличной высоте.
Когда в Курск на гастроли этим летом приезжал Малый театр, вспоминает Владислав, то ребята собирали декорации к постановке Васса Железнова практически сутки. А по-другому и быть не могло, так как все было разобрано до мельчайшего винтика.
Проходят годы, одна премьера сменяет другую, но постоянным остается одно: театр это не только бесконечно яркий праздник, который создают для зрителей актеры и режиссер, но и тяжелый труд людей, предпочитающих оставаться незамеченными.
Сергей Горкун