За рулем без «аптечки»

  • 12 ноября 2018
  • 10:56

Каждой профессии присущи свои заболевания, которые могут сделать человека неработоспособным или существенно ухудшить качество его жизни. Труд водителя не исключение — постоянное пребывание в одной позе грозит целым списком недугов.

«Букет» автомобилиста
Бытует мнение, что болезни шофера связаны только с опорно-двигательным аппаратом, однако отсутствие движения также способно нарушить работу нервной системы, пищеварительного тракта, кровоснабжения и даже половых органов.
Сердечно-сосудистые заболевания. Эта группа патологий связана с сильной эмоциональной нагрузкой. Постоянное напряжение за рулем, недосыпание, стрессовые ситуации на дороге приводят к инфарктам, сбоям сердечного ритма и гипертонии.
Болезни желудочно-кишечного тракта. Они возникают из-за нерегулярного и неполноценного питания водителя во время работы. Больше всего это относится к профессионалам — дальнобойщикам, а не к автолюбителям.
Зачастую у шоферов происходит сильный рост жировой ткани, которая скапливается на животе, бедрах и груди, поскольку получаемые организмом питательные вещества не усваиваются должным образом.
При постоянном сидении проявляется и другое профессиональное заболевание, представленное нарушенной перистальтикой кишечника. Пища, поглощенная на ходу, не может нормально усваиваться и часто находится в кишечнике дольше положенного. Результатом становится накопление токсических веществ, раздражение слизистых оболочек и нарушение производства ферментов. Именно поэтому к профессиональным заболеваниям водителей относятся воспаления различных участков кишечника. При отсутствии лечения в долгосрочной перспективе очаги воспаления могут перерастать в злокачественные полипы.
Геморрой. Чаще настигает он тех, кто управляет отечественной техникой либо старыми иномарками, поскольку их сидения проектировались без учета воздействия на здоровье человека. Причин у геморроя немного — это запоры, вызванные неправильной работой кишечника, отсутствие клетчатки в пище и нарушение кровообращения малого таза. Чтобы избежать такого недуга, нужно употреблять много сырых овощей и цельнозернового хлеба, больше двигаться, а также использовать специальную медицинскую подушку для сидения, которую можно приобрести в ортопедических салонах или сшить самостоятельно. Она не только действует как профилактическое средство, многие водители приобретают ее, чтобы избежать избыточной нагрузки на копчик и предотвратить такое неприятное явление, как чувство онемения в ногах.
Простатит. Его возникновению способствует масса причин: курение, употребление алкоголя, но у людей, работающих водителями, — это застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем, к которому также стоит добавить постоянную тряску и физические перегрузки при передвижении по неровным дорогам. В результате нарушается кровообращение и существенно снижается подача кислорода ко всем органам, что вызывает развитие воспалительных процессов. Кроме того, происходит постоянное травмирование промежности, которое крайне отрицательно сказывается на общем состоянии мочевого пузыря и предстательной железы.
Плохое влияние оказывают и современные технологии, призванные повысить комфорт водителей. К примеру, третьей в списке причин простатита у автовладельцев выступает использование подогрева сидений. Ученые давно доказали, что перегрев паховой зоны — это прямой путь к проблемам с предстательной железой и половыми органами. Также для мужчин опасна и резкая смена температур, что особенно актуально в холодное время года.
Половые расстройства у мужчин. Перегрев яичек препятствует нормальному созреванию сперматозоидов, а заодно и выделению мужских гормонов. Этот факт касается абсолютно всех «заядлых» водителей, тем более тех, кто использует сиденье с подогревом и носит тесное белье. Снижение потенции, ослабление эрекции, раннее семяизвержение и пониженная способность к оргазму могут сопровождать профессионального водителя долгие месяцы и даже годы, а если проблему вовремя не устранить, то дальнейшее развитие серьезных заболеваний — только вопрос времени.
Мышцы и позвоночник. Из-за неудобного положения тела за рулем у водителя существенно нарушается циркуляция крови в малом тазу и повышается нагрузка на позвоночник. Наиболее частыми проявлениями проблем со спиной являются радикулиты и остеохондрозы. Нередки грыжи дисков позвоночника, которые объясняются отсутствием должного уровня их питания, а оно происходит только при достаточной физической нагрузке, сокращении и движении мышц спины.

Легкие. Учитывая тот факт, что автолюбитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, неудивительно, что он вдыхает более 200 токсичных соединений. Кроме того, свой вклад в развитие патологий вносят и тормозные колодки, которые при сгорании образуют асбестовую пыль.
Одним из первых симптомов поражения дыхательной системы выступает першение в горле, которое также может сопровождаться несильным кровотечением. В свою очередь, игнорирование подобных симптомов чревато появлением дистрофии слизистой оболочки, вследствие чего она перестает защищать легкие от токсичного поражения.
У профессиональных дальнобойщиков токсины и пыль проникают не только в легкие, но и в бронхи, что существенно усугубляется курением (органы становятся очень чувствительными, в результате возникают различные воспалительные процессы и онкологические образования).
К профессиональным заболеваниям водителей относят и эмфизему (разрастание соединительной ткани легких и сосудов), которая существенно уменьшает объем легких. Данный недуг смертельно опасен, так как ухудшение вентиляции легких делает их беззащитными перед воздействием различных вредоносных микроорганизмов.
Проблемы со зрением. Постоянное напряжение и сосредоточенность на дорожной обстановке не может не сказываться на остроте зрения водителя. Поэтому многие автолюбители нередко пользуются тонировкой стекла, в частности, наносят на верхнюю часть защитную тонировочную пленку (ширина не должна превышать 15 сантиметров). Такое дополнение призвано защитить глаза от слепящего солнечного света, хотя в некоторых случаях и его недостаточно (например, в утренние часы, когда солнце только поднимается). Некоторые специалисты рекомендуют подбирать стекла с серым, зеленым либо коричневым оттенком, которые наиболее эффективно обеспечивают цветопередачу и существенно повышают контрастность самого изображения.

Профилактика для водителей
В первую очередь, обратите внимание на физическую активность и при возможности увеличьте длительность пеших прогулок и занятий спортом. Также необходимо делать перерывы в движении на автомобиле, при которых нужно обязательно покидать транспортное средство и хоть немного разминаться. Если обстановка позволяет, можно проделать несколько упражнений, которые улучшат кровообращение в малом тазу. К ним относят: круговые вращения туловища и его наклоны (сначала в одну, а затем и в другую сторону), наклоны вперед с касанием пола, приседания. В тех случаях, когда возможность встать отсутствует, можно выполнить другое упражнение: в положении сидя, не напрягая мышцы ягодиц, начинайте втягивать область ануса. Периодическое выполнение такого действия поможет тренировать мышцы.
Для активизации и поддержания в норме жизненно важных функций организма необходимо ежедневно совершать прогулки пешком, на свежем воздухе, в течение 40-60 минут. За это время нужно пройти около 5 километров. Активное питание межпозвоночного диска начинается через 20 минут ходьбы. Время суток, когда вы будете совершать эти прогулки, значения не имеет — то есть их можно проводить как с утра, так и вечером.
Старайтесь не есть фаст-фуд, не питаться на ходу, употребляйте жидкое первое блюдо в обед. Соблюдайте режим работы и отдыха, высыпайтесь. Даже если вы очень любите свой автомобиль, не следует жалеть его больше себя. Помните, что как машина нуждается в техническом обслуживании, так и человеческое тело — в правильном уходе и профилактике заболеваний.

Как сделать самому специальную подушку

Необходимо из двух кусков ткани вырезать круг диаметром 50-60 сантиметров, а внутри него малый круг диаметром 10-12 сантиметров. Сшить края, но не до конца. Вывернуть и через оставленный незашитый участок плотно набить подушку маленькими нарезанными кусочками ткани 2-5 сантиметров (другие материалы не подойдут). Подушка получится в виде маленького спасательного круга.

Ольга БУГРОВА, врач-методист ОБУЗ «Центр медицинской профилактики»

Вернуться к списку

Вас также может заинтересовать:

ВСЕ новости