Заметки из города восторга



Заметки из города восторга

Год от года в России набирает популярность внутренний туризм. О перспективности этого направления сегодня не знают, пожалуй, лишь наследники товарища Бывалова из бессмертной комедии «Волга-Волга». О том же, что культурно-исторических ресурсов у нас более чем достаточно, красноречиво свидетельствуют недавно проведенные пресс-туры

по Курской и Брянской областям.

Гости соловьиного края смогли побывать на Тепловских высотах, в Коренной пустыни, музее-усадьбе Афанасия Фета в Воробьевке, ознакомиться с достопримечательностями древнего Рыльска, лицезреть грандиозный дворец князей Барятинских в Марьино.

Не менее насыщенным оказалось и путешествие по Брянщине это вошедший в федеральный проект «Русские усадьбы. Литература» региональный туристический маршрут «Продлись, продлись очарованье», ключевым объектом которого является усадьба великого русского поэта Федора Тютчева.

Последователи передвижников

А началась экскурсия с посещения музея братьев ТКАЧЕВЫХ. Совместную творческую деятельность народные художники России, почетные граждане Брянской области Сергей и Алексей Ткачевы организовали в 1952 году, заявив себя как продолжатели реалистического направления «передвижников» XIX века. Сейчас их жанровые работы, посвященные жизни современной русской деревни, а также полотна историко-патриотического содержания входят в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и еще свыше ста музеев России и стран СНГ, а также США, Италии и Китая. А такая работа, как «Детвора», нашла постоянную прописку в школьных учебниках Китайской Народной Республики. В 1995 году на родине художников в Брянске был открыт музей, посвященный их творчеству, которому они безвозмездно передали более 500 своих картин.

Художники Сергей

и Алексей Ткачевы

Чудотворный образ

Вторым пунктом туристической программы стал Свенский Свято-Успенский монастырь в селе Супонево. Согласно преданию, он был основан в 1288 году князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что он внезапно стал терять зрение. Для исцеления аристократ послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой. Во время следования по Десне святыня чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свинь (с XVII в.  Свень), куда и пришел князь. После молитвы перед иконой он исцелился и повелел на этом месте основать монастырь.

На что здесь прежде всего обращаешь внимание это грандиозный 7-ярусный иконостас Успенского собора высотой в 22 метра, восстановленный спустя 100 лет после революционного погрома. А еще – на вновь отстроенный домик, где, согласно монастырскому преданию, по пути к Полтаве останавливался Петр I.

Первый экскурсионный день завершился осмотром достопримечательностей городского центра Брянска: в частности, памятника Федору Тютчеву работы московского скульптора Андрея Ковальчука, пешеходного бульвара Юрия Гагарина, парка-музея Алексея Константиновича Толстого. Музей-усадьба этого выдающегося русского поэта и прозаика, автора «Драматической трилогии», поэмы «Дон Жуан», романа «Князь Серебряный», повести «Упырь», находится также в Брянской области, в селе Красный Рог. В прошлом году здесь отметили 200-летие писателя.

Лирика рифмы

Кульминацией пресс-тура стал Всероссийский праздник поэзии, посвященный творчеству Федора Тютчева. Театрализованное представление в его имении в деревне Овстуг, где поэт родился и умер, музыка классическая и народная, поздравление от гостей праздника и областного руководства во главе с губернатором Александром Богомазом курянину все это живо напомнило аналогичное торжество ежегодные «Фетовские чтения» в Воробьевке. И, что особенно интересно, два великих поэта-лирика родились в один день 5 декабря (Федор Тютчев в 1803 году, Афанасий Фет в 1820-м). Будучи непосредственно связанными с Западной Европой (Тютчев дипломатической службой и супружескими узами, Фет непосредственным происхождением), оба поэта в то же время до мозга костей русские.

Мы не можем себе представить Россию без Тютчева, как и Тютчева без России, в приветственном слове отметил брянский губернатор. Время показало, что его творческое наследие, его стихи, размышления, обращение в будущее будут актуальны всегда.

И как тут не вспомнить ставшее хрестоматийным: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В Россию можно только верить»

Такие поездки для меня гораздо больше, чем просто командировка, делится впечатлением журналистка из Гомеля Дарья МОЛОЖАВСКАЯ. Здесь я чувствую родные корни, славянское родство, проникаюсь вдохновением, благодаря которому понимаю, кто я и откуда. Находясь в Европе, я восхищаюсь архитектурой, но там я никогда не испытываю ничего подобного там у меня не возникает чувства сопричастности. А то, что сделали здесь, в тютчевской усадьбе, может вызывать только восторг и уважение. Проникшись этим воздухом, этой обстановкой, понимаешь, что в таких местах Федор Иванович просто не мог не стать поэтом.

И с этим трудно не согласиться. Ведь еще в 50-е годы прошлого века в этом месте не было в буквальном смысле ничего, кроме куч навоза здесь размещались сельскохозяйственные колхозные угодья. И вот благодаря подвижничеству таких людей, как основатель музея, заслуженный учитель РСФСР Владимир ГАМОЛИН, заслуженный архитектор Василий ГОРОДКОВ, тютчевские места преобразились.

Стеклянный промысел

Финальным аккордом в поездке по Брянщине стало посещение районного центра Дятьково, известного на всю страну хрустальным промыслом. Эта страница в истории России связана с деятельностью купцов-меценатов Мальцовых. Еще в 1790 году здесь была основана Хрустальная мануфактура, и, наряду с городом Гусь-Хрустальный Владимирской губернии, Дятьково стало центром производства драгоценного стекла в России.

Уникальную коллекцию, отражающую более чем 200-летнюю историю мануфактуры, хранит и экспонирует Музей хрусталя настоящая визитная карточка Дятьково. В то время как духовным центром населенного пункта является храм «Неопалимая купина» с уникальным хрустальным иконостасом и установленным рядом поклонным крестом, изготовленным также из этого материала.

Олег Качмарский