110 лет назад вышел на маршрут первый курский автобус


Пассажирское движение между Курском и Фатежом открыл казак Яков Драпико


110 лет назад вышел на маршрут первый курский автобус

7 июля 1912 года впервые в Курской губернии на маршрут вышел автобус. Событие было уникальным. Во-первых, это был не городской, а сразу междугородний пассажирский транспорт: он соединил Курск и Фатеж. Во-вторых, автобус был частным — его по собственному желанию купил житель Дмитриевского уезда Яков Драпико. Каким было расписание, куда делись конкуренты и при чём здесь пиво — в нашем материале.

В начале не был омнибус

Омнибус по праву считается предшественником автобуса. Многоместный пассажирский экипаж, появившийся во Франции ещё в 1662 году, имел от потомков существенное различие — он приводился в движение не дизелем или электричеством, а лошадьми.

К 30-м годам XIX века многоместная повозка добралась до Российской империи. Вот только при нашем климате ей суждено было оставаться лишь сезонным транспортом, да и дальше Петербурга она не «уехала». Уже в канун XX века в России появится электрический омнибус, но эта разработка широкого успеха так и не обретёт.

Между тем вопрос об общественном транспорте остро стоял в Курске. В городе действовало железнодорожное сообщение: от Ямского вокзала в центр шли поезда до вокзала «Курск-Ветка». Также повсеместно работали извозчики. Но растущий спрос это никак не удовлетворяло, а набирающие популярность конки — конный экипаж на рельсах — для курского ландшафта не годились.

В 1889 году сразу два человека обратились в Курскую городскую думу с предложением открыть движение омнибусов. Белобородов и Нигоф просили разрешения пустить многоместные экипажи, запряжённые тройками и четвёрками лошадей. Планировалось 8 маршрутов по центральным улицам. Кроме того, господин Нигоф порывался организовать движение и к реке Сейм, чтобы курянам было удобно ездить купаться.

Для рассмотрения проектов курские депутаты даже создали специальную комиссию. Горожане радостно потирали руки в ожидании диковинного транспорта, но последовал отказ. Дума посчитала, что движение омнибусов станет угрозой безопасности на дорогах города.

Трамваи, таксисты и нецелевые траты

Вскоре об омнибусах в Курске забыли. В 1895 году инженер и предприниматель Иван Лихачёв внёс в местную управу предложение об организации движения электрического трамвая. Он даже смог обойти конкурента - немецкую фирму «Siemens Halske AG». В итоге 18 апреля 1898 курский трамвай вышел на маршрут.

А дальше — понеслось. В 1902 году в Курск во время военных манёвров Николая II впервые въезжают 8 автомобилей — как грузовых, так и легковых. Обеспеченные куряне потянулись за кошельками. В 1904 году по городу на своём автомобиле уже рассекал некто по фамилии Говоруха-Отрок, являющийся потомком известного дворянского рода.

К 1911 году в Курске автомобилей насчитывалось уже несколько десятков. На них начали «таксовать». Более того, газеты хранят память о нецелевом расходе бюджетных средств. 

-Губернская управа приобрела за 5 000 рублей автомобиль для служебных поездок по уездам членов управы, хотя, при полном отсутствии шоссе в уездах, езда на автомобилях невозможна. Настоящее назначение автомобиля, очевидно, другое, - пишет о курских чиновниках «Русское Слово» в апреле 1911 года.

Впрочем, не только жители столицы губернии копили на авто. Периферия откладывала деньги и готовилась изменить историю курского транспорта.

Владелец заводов, машины и автобуса

О Якове Драпико, увы, известно не очень много. Потомственный казак, ставший купцом. Землевладелец из деревни Новая Першина Дмитриевского уезда. Владелец пивоваренного и медоваренного заводов и торговых лавок. А ещё — редкий оригинал, меценат и поклонник технического прогресса.

Драпико считают курским пионером световой рекламы — именно над его магазином в Дмитриеве вечерами сияла электрическая вывеска «Пиво Россия». Но не только этим казак Яков Иванович удивлял курян. Как выяснили в Госархиве Курской области, в 1912 году он из Америки привёз себе не только личный автомобиль, но и персонального водителя.

Но не этим Яков Иванович вошёл в историю Курского края. Его мотивы навсегда останутся нам неизвестными, но ещё в августе 1911 года он подаёт в губернскую канцелярию прошение об открытии автомобильного движения по шоссе между Фатежом и Курском. Тем более, что автобусы в России уже были — пригородные с 1904 года, а городской впервые пошёл по Архангельску в 1907 году.

Начинаются разбирательства. Опрашиваются представители Дмитриевского, Фатежского и Курского уездов. Яков Иванович по всем донесениям оказывается человеком положительным и обеспеченным. Вот только к дорожному движению вопросы. Губернатору докладывают, что от проезжающих автомобилей лошади пугаются и опрокидывают повозки «в глубокие рвы, в которые обыкновенно и падают экипажи с пассажирами».

Однако губернские власти дали добро. Первый в губернии автобус был привезён Яковом Драпико из Харькова. Было в нём 17 мест для 1 и 2 классов, багаж размещался на крыше. Лошадиных сил транспорт имел 45, а скорость развивал 25 вёрст в час. Возможно, это был двухпалубный "Гаггенау".

7 июля 1912 года состоялся первый выход на маршрут Фатеж-Курск. Расстояние автобус преодолевал за полтора часа, тогда как на извозчике дорога занимала около 6 часов. Курсировал автобус 2 раза в день, а билет стоил 1 рубль 25 копеек или 1 рубль 75 копеек в зависимости от класса.

Воспоминаний курян о первом автобусе, увы, не сохранилось. Но раз не писали о нём газеты плохо, значит, и причин не было. Что касается Якова Драпико — его следы теряются. Из архивных документов известно, что 21 июня 1917 года один из волостных комитетов Димитриевского уезда закрывает завод Драпико по производству солода. После этого имя первого владельца курского автобуса нигде не встречается.

Гражданская война надолго приостановила развитие пассажирского транспорта в Курске и губернии. В 1924 по городу вновь пойдёт трамвай, в 1934 — автобус. Но это уже совсем другая история...