12 интересных фактов о курской реке Сейм


Из летописей узнаём, что река Семь и приток её Тускорь имели в древности очень важное значение: по этим рекам назывался весь Курский край


12 интересных фактов о курской реке Сейм

В Курской области готовятся к возобновлению работ по расчистке рек. Чище и глубже станет и один из символов региона – река Сейм. В прошлом году работы велись на 17 км русла, а в этом планируется расчистить ещё 15 км.

Тем временем Сейм остаётся малоизвестен для самих курян. О том, что река является левым – и самым длинным – притоком Десны, протекает по территории Белгородской и Курской областей Российской Федерации, Сумской и Черниговской областей нынешней Украины, конечно, известно всем, кто мало-мальски интересуется географией. Многие слышали также о том, что когда-то эта река была судоходной, но все ли знают подробности?  

Корреспонденты РИА «Курск» собрали 12 самых интересных фактов о Сейме, чтобы вы могли не только насладиться видом реки, но и блеснуть эрудицией перед знакомыми.

Факт 1. Изначальное название

Первое и достаточно полное описание реки Сейм содержится в старейшем географическом труде России – «Книге Большому Чертежу», составленной в 1627 году. И называлась она не Сейм, а Семь. Такое название можно найти на различных старинных картах.

 

Факт 2. Посемье и Потускорье

Упоминается река Семь и в летописи Нестора – знаменитой «Повести временных лет». В ней говорится, что восточнославянское племя северян расселилось на реках Десне, Семи и Суле.

Из древних летописей узнаём, что река Семь и приток её Тускорь (Тускарь) имели в древности очень важное значение. По этим рекам назывался весь Курский край. Так, желая изобразить ужас разорения, который принесли своим набегом половцы, летописец говорит: «взметошая Посемье и Потускорье тугою великою».

Факт 3. Семь Семиц

Название означает число 7. Это семь речушек, от слияния которых образуется одна большая река. Каждая из речушек называлась Семицею.

Краевед Ростислав Марков в очерке «О лесах и водах Курской губернии» (1894) называет каждую из них: прежде всего это Семица Колдунбайская, протекающая между селами Солнцево и Тимерязево в Старо-Оскольском уезде; Семица Донецкая, вытекающая из-под села Чуева; Семица Пузацкая, вытекающая из болот около села Пузачи. Кроме того, Семица Верхняя или Верхосемье; Сухая Семица или Кировка; Семица Простая и Семица Благодатная.

 

Факт 4. Название польского парламента

Итак, на всех картах, а также в летописях река называлась Семь. Откуда же взялось название Сейм?

Очевидно, что это результат польского влияния. Сейм – так называется польский парламент. Как известно, под властью поляков Курский край находился вплоть до 2-й половины XVII века.

Помимо названия реки Сейм следы польского пребывания можно найти во множестве других топонимов. Среди таковых Ростислав Марков называет сёла Ляховские, Полячковские, Панские, Хлоповские, Костёльские и др.

«А вместе с тем и союзник поляков Дмитрий Отрепьев и Марина Мнишек, по-видимому, тоже увековечили свои имена в целой массе урочищ и селений Дмитровских и Мариинских. Сохранился даже хутор Марьин-Отрепьев», – пишет краевед.

 

Факт 5. Из хазар в греки

В древние времена река Семь – как и её приток Тускорь – были судоходными. Сегодня это трудно себе представить, но в княжеский период Русского государства, река Семь служила Северщине путём сообщения, как с греками, так и с хазарскими купцами, ещё и после разгрома Великой Хазарии долго ютившимися в устьях Дона.

Впадая в Десну, она прямо выходила в Днепр на стародавний путь «в Греки» и «из Греков». А с Великим Доном она сообщалась благодаря короткому волоку, который отделял верховья Семи от верховья Малого Дона или Донца, что издревле назывался Донцом Северским, потому что именно по нем и лежала тогда лучшая дорога с юга в далекую Северщину. 

 

Факт 6. Великий водный путь

Современный курский краевед Михаил Лагутич в документальной повести «Плыл по Сейму пароход» (2014) устами одного из персонажей рассказывает о так называемом Самодуровском водном пути:

«Большие старинные ладьи из Днепра, по Десне, Сейму и Свапе подымались до Самодуровского озера, входили в Оку и затем в Волгу. Без единого волока. (Это сейчас Свапа обмелела, а Самодуровское озеро превратилось в болото). Этим путем шел со своими дружинами Святослав из Киева, когда он взял город Болгар и опустошил берега Волги и Каспийского моря. В летописи за 1096 год упоминается, что князь Изяслав Владимирович Мономахович прибыл из Курска в Муром, очевидно, этим путем, как и Андрей Боголюбский из Киева. Так что это был Великий водный путь, соединявший северную и южную Русь. Ещё большее значение он имел для купцов. Вся оживленная торговля между Киевом и волжскими болгарами развивалась благодаря ему, а через них – с Востоком. Потому и возникли здесь процветающие города Курск, Путивль, Рыльск, Чернигов…»

Факт 7. Мысли о возрождении судоходства

Как отмечает Ростислав Марков, судоходность рек была связана, прежде всего, с обилием лесов. Со временем леса повырубили, а с гибелью лесов пропали водные источники, обеспечивавшие полноводность рек.

Однако в новые времена – и при Петре Великом, и при Екатерине Великой, – стали задумываться о восстановлении судоходства по рекам Семи, Тускори и Свапе.

 

Факт 8. Проект Михаила Пузанова

Настоящим подвижником идеи восстановления судоходства реки Сейм стал в середине XIX века инженер Михаил Пузанов.

В то время Сейм протекал мимо Курска, не входя в городскую черту. Из Курска на юг шла харьковская дорога, на пятой версте которой и находился «перевоз». Путешествующие на юг или с юга здесь переправлялись на другой берег паромом. Это место, по замыслу Пузанова, должно было стать отправной точкой, началом водного пути по Сейму.

Впрочем, через месяц Михаил Александрович примет другое решение: пользуясь руслом Тускари, протекающей по городу и в двух верстах от него впадавшей двумя рукавами в Сейм, прокопать канал и сделать здесь настоящий порт со складными помещениями, гостиницей и прочим.

 

Факт 9. Открытие судоходства

Для претворения своей идеи в жизнь Михаил Пузанов прошёл через множество мытарств. Впрочем, на этот счёт, находим различные свидетельства. Так, Ростислав Марков говорит, что проект, по сути, не увенчался успехом. Михаил Лагутич даёт другую информацию: 

«20 июля 1839 года состоялось торжественное открытие судоходства по Александринскому водному пути на всем протяжении.

В том же году последовал Высочайший указ об отпуске из Государственной казны 23 тысяч рублей как благодарность за открытие Александринской системы, а также о награждении орденами Михаила Пузанова и нескольких его помощников. Это был триумф Пузанова.

В 1840 году по Высочайшему повелению Курскую губернию ревизовал сенатор Дурасов. Он высказал мнение, что Коренная ярмарка, проходившая в 20 верстах от Курска, очень неудобно расположена. Её необходимо перенести на место впадения Тускари в Сейм, что у самого города, устроить здесь пристани, склады, торговые помещения. Вот тогда она станет по значению не хуже нижегородской».

 

Факт 10. Пароход «Людиново» в Курске

Кульминацией возрождённого судоходства по реке Сейм стал проход через Курскую пристань парохода «Людиново». В описании этого события краевед Лагутич ссылается на губернскую газету от 8 мая 1846 года:

«В попутных городах и сёлах везде с удивлением, с радостью встречали паровое судно. Плавание парохода «Людиново» сопровождалось повсеместно восторгом и изумлением зрителей. Крестьяне покидали свои работы и толпами бежали за пароходом, переплывая попадающиеся на пути заливы и речки. В городах купцы и фабриканты запирали свои лавки, чиновники оставляли свои дома и спешили на берега реки приветствовать предвестника счастливого будущего. Из Молчанского монастыря вышел архимандрит со всем сонмом монахов, которые пели божественные молитвы, благословляя новое предприятие».

Лагутич пишет, что в Курске капитан судна заявил, что движение парохода по Сейму возможно и безопасно. Они нигде не сели на мель и благополучно проследовали все шлюзы и каналы.

 

Факт 11. Конец судоходства

Однако история восстановленного судоходства по Сейму оказалась очень короткой. По данным Лагутича, когда первые восторги улеглись, выяснилось, что пользователей не так уж и много. Урожайные годы сменялись двумя-тремя неурожайными, когда за весь сезон в оба конца проходило не больше 30 судов. Но этого слишком мало, чтобы окупить все эти сооружения.

Бремя содержания водного пути по Сейму было возложено на местное дворянство. И когда на престол взошел Александр II, курская знать возобновила попытки отказаться от водного пути.

А когда на смену водным путям пришла железная дорога, 24 августа 1856 года последовало Высочайшее повеление о передаче всего водного пути в распоряжение Курской губернии. Таким образом, Имперское правительство от него отказалось, а региональная власть поспешила ликвидировать.

 

Факт 12. Почему судоходство невозможно в настоящее время

В советские времена буксир с баржей мог проследовать на небольшом участке Сейма в районе Рыльска (Бупел – Сахзавод). На этом же участке в конце 60-х годов ХХ века осуществлялось судоходство на теплоходе типа «Заря» под названием «Василий Фролов».

Но и здесь в 1968 году судоходство было прекращено с началом строительства Курской АЭС с водохранилищем вследствие резкого снижения паводковых вод. Таким образом, все мысли о каком-либо возрождении судоходства по Сейму в настоящее время становятся несбыточными маниловскими мечтами.

Подготовил Олег Качмарский

Фото Руслана Журкина