В двухчасовой альбом вошли композиции Геннадия Ильина на стихи русских поэтов Н. Гумилёва, М. Волошина, В. Бенедиктова, М. Лермонтова
В 2006 году курской арт-рок-группой «Маленькие трагедии» был записан и выпущен двойной альбом «Новый Фауст». В записи принимали участие гитарист Александр Малаховский, басист Олег Бабынин, барабанщик Юрий Скрипкин, саксофонист Алексей Бильдин и клавишник, вокалист, композитор и руководитель проекта Геннадий Ильин.
Двухчасовой альбом включает в себя сложные развёрнутые композиции в стиле арт-рок (прогрессивный рок) – как чисто инструментальные, так и на стихи русских поэтов XIX – начала XX века.
Нет пророка в своём отечестве
Оценивая все его достоинства, можно ограничиться одним восклицанием: да, очень круто! Но понять в чём же эта крутизна состоит не так-то просто. По причине сложного положения Геннадия Ильина в контексте более чем полувековой истории мирового прогрессивного рока.
В чём же тут сложность? Да в том, что расцвет арт-рока – направления, для которого характерно сочетание рока с академической европейской музыкой, пришёлся на 70-е годы ХХ века, а главные его корифеи (Emerson, Lake and Palmer, King Crimson, Yes, Genesis, The Enid) имеют, как правило, британскую прописку. Тогда как Г. Ильин творит в начале века XXI и в столь нехарактерном для арт-рока месте как город Курск.
Именно здесь и находится камень преткновения – главный вопрос нашего разговора. Можно ли – несмотря на временную и географическую отдалённость от средоточия жанра – поставить Г. Ильина в один ряд с К. Эмерсоном, Р. Уэйкманом, Дж. Лордом?
Что этому мешает? В первую очередь разница в степени известности. Ведь тех же ЭЛП знают все, это небожители (а двое из них – Э и Л – уже в прямом смысле). Тогда как Ильина по большому счёту не знает никто. Даже и на родине – как большой, так и малой.
А если кто и знает, тогда вступает в действие другой фактор: кто? Гена Ильин? да я ж вчера его видел, разговаривал с ним – вот он здесь, рядом, а вовсе не в заоблачных эмпиреях. Как известно, нет пророка в своём отечестве, а великое постигается на расстоянии.
«Три в одном» и «один во многом»
В этом и состоит сложность. Но так ли уж она непреодолима? Ведь перед нами не иначе как временная и пространственная условности, одним словом, иллюзия. И чтобы выйти из-под их воздействия, необходимо растворить эти условности в чистой абстракции. А таковой по своей сути и являются сами творения – будь они записаны Эмерсоном, Лейком и Палмером в ХХ столетии в Британии, или же Ильиным сотоварищи в веке XXI в славном городе Курске.
То есть говорить здесь нужно о самой музыке, и ни о чём больше.
Так в чём же существенная разница межу ЭЛП и МТ? Дело в том, что ЭЛП – это не просто Эмерсон, но трое совершенно равноправных участников проекта. Лейк – это мелодический противовес драйву Эмерсона, тогда как Палмер – их скрепление. В этом смысле очень интересен двойной альбом Works Vol 1, где сторона Карла Палмера (С) оказывается столь же самодостаточной и мощной, как и стороны Кита Эмерсона (А) и Грега Лэйка (В).
Итого, ЭЛП – это три в одном. Тогда как «Маленькие трагедии», несмотря на то, что их много – в студии, как минимум, 5, а на сцене и все 20, – это прежде всего один человек. Понятно, что для оптимального воплощения его замыслов, его идей, его музыки нужны хорошие музыканты, но здесь они как исполнители, партии которых расписаны по нотам. Итого, МТ – это один во многом.
Да, во многом! Разнообразие здесь просто поражает! Хотя Эмерсон является для Ильина любимым рок-музыкантом (недаром в кругу друзей его именуют «курским Эмерсоном»), и его влияние местами наглядно сказывается, однако музыка МТ по своей природе совершенно иная.
Гораздо больше чем арт-рок
Главное её качество – стремление к всеохватности, что в полной мере проявилось в «Новом Фаусте». Начинается он с притчи Достоевского (апокалиптический сон Раскольникова) под музыку Баха. Но тут и сама литературная первооснова – образ Фауста как непреходящее стремление к познанию. И музыка Ильина – тому под стать.
Кит Эмерсон большей частью обитал в ХХ веке, в эпоху модернизма, тогда как симфоническое мышление Геннадия Ильина в большей степени направлено в Баховскую и даже до-Баховскую эпоху. Это и французская клавесинная музыка (Куперен, Рамо), и итальянское барокко (Альбинони, Вивальди), и средневековая религиозная цельность (Палестрина).
Поэтому здесь ему ближе не столько Эмерсон, сколько Джон Лорд времён «Сарабанды», или Уэйкман времён «Генриха VIII» и «Короля Артура». Но и не без модернизма: есть и от Стравинского с Прокофьевым – как, например, начало развёрнутой композиции «Вечное».
Ещё одно – и специфически русское – измерение «Маленьких трагедий» представляет опора на философскую русскую поэзию. Хотя есть у них и великолепные «Китайские песни» со средневековой лирикой Поднебесной, но в «Новом Фаусте» в единое пространство с музыкой Ильина сливается слово Лермонтова, Бенедиктова, Гумилёва, Волошина: «Во мне звучит всех духов лития, Но семь цветов разъяты в каждой доле Одной симфонии. Не оттого ли Отливами горю я, как змея?»
В алхимическом тигле
Но и это не всё! Недаром проект назван в честь шедеврального телефильма М. Швейцера, и потому каким-то магическим или, скорее, алхимическим способом «Новый Фауст» насыщен гармониями советской киномузыки, где творили такие гранды как А. Шнитке, С. Губайдуллина, И. Шварц, А. Рыбников, В. Дашкевич, В. Быстряков…
И так он органично сплавляет в музыкальном тигле, синтезирует особенности, достоинства, гармонии всех перечисленных музыкальных пластов… и сам автор как бы растворяется в им же созданной Вселенной, не довлеет над своей музыкой.
Поэтому он вроде и не фокусируется в качестве культового столпа, чётко воцарившегося в определённом музыкальном пространстве (как Эмерсон, Уэйкман, Лорд). Но с другой стороны, этот альбом я бы включил в число самых великих в истории прогрессивного рока. Может быть даже под номером 1.
P. S. А на заданный вначале вопрос: можно ли поставить рядом? – отвечаю: да, несомненно! Ведь это никак не эпигонство арт-рока 70-х, и среди современного прог-рока (Pendragon, Galahad, Glass Hammer, The Psychedelic Ensemble и многое другое) эта курская формация тоже стоит особняком. Потому что не столько группа, сколько проект композитора с классическим консерваторским образованием. И от всех собратьев по цеху – предшественников и современников – отличается тем, что арт-рок здесь это всего лишь одна из составных частей единого музыкального Целого.
Олег Качмарский
Фото Александра Малахова