Директор Курской областной государственной филармонии рассказал нашему корреспонденту о том, как работает главное музыкальное заведение региона, о своем отношении к различным жанрам и о планах на будущее.
В недавнем интервью нашей газете заслуженная артистка России Ирина Стародубцева, говоря о своем видении музыкальной жизни области, отметила, что филармония является заведением, которое, в отличие от дворца культуры, должно уделять внимание в основном классической музыке. Но, к сожалению, считает певица, «репертуарная политика здесь определяется не художественным советом, а решениями извне».
В филармоническом коллективе данная фраза вызвала, мягко говоря, недоумение, и потому разговор мы начали с разъяснения этого вопроса.
-Репертуарную политику, - говорит Алексей Иванович, - определяют руководитель, его заместители по художественно-творческой работе и гастрольно-концертной деятельности, а также худсовет, являющийся совещательным органом, - говорит Алексей Иванович. - Когда возникают спорные вопросы, мы прибегаем к коллегиальному обсуждению и приходим к общему знаменателю.
Кроме того, свои предложения по репертуару предоставляют руководители коллективов, а у нас четыре оркестра и восемь ансамблей, а также ведущие солисты. Кому, как не им, этим заниматься?
По поводу влияния «извне»… Филармония – государственное учреждение. Наш учредитель – областной комитет по культуре. При подготовке крупных мероприятий, приуроченных к таким праздникам, как 8 марта, 23 февраля, 9 мая, 12 июня, ведомство поручает нам, единственной в области профессиональной концертной организации, подготовить определенные музыкальные номера. Не думаю, что это может вызвать какие-то нарекания даже у самых свободолюбивых артистов.
– Каковы все же главные критерии, по которым вы формируете репертуар?
– В обязательном порядке должно быть постоянное обновление концертных выступлений. Включение в них новых либо давно не исполняемых произведений. Особое внимание уделяется просветительским номерам для детской и юношеской аудитории.
Сбалансированность концертных программ в плане участия в них приезжих артистов.
– Как вы относитесь к мысли, что классическая филармония, как она задумывалась в свое время Рубинштейном и Чайковским, должна ориентироваться исключительно на классическую музыку, а все остальные жанры – фольклор, эстрада, джаз – должны проходить по ведомству домов культуры, а не филармоний?
– Понятно, что, когда впервые создавались филармонии, о других жанрах речи вообще не шло – базовым был академический. Однако время ведь не стоит на месте. Когда-то было так, сейчас иначе. Наше учреждение уделяет равноценное внимание всем музыкальным направлениям. Лично мне как директору нравятся самые разные жанры, и я обязан их поддерживать. И это общероссийская тенденция. Во многих филармониях России есть оркестр народных инструментов, духовой оркестр, биг-бэнд, ансамбли танца, артисты оригинального жанра. Считаю, что с точки зрения разнообразия и самой главной функции филармонии – просветительской – это абсолютно нормально. Тем более что ни о каком ущемлении классической музыки и речи нет, мы все успеваем, так почему должны себя ограничивать? Мы же не предлагаем какую-то сомнительную псевдокультуру, а в обязательном порядке сохраняем просветительскую функцию, неуклонно следуем вектору популяризации настоящего искусства.
Симфонический оркестр Курской филармонии под управлением Игоря Сукачева
– Обращает внимание тот факт, что у курской публики большой интерес вызывают практически все жанры. На концертах если не аншлаг, то близко к тому…
– По заполняемости в последнее время мы подошли уже к 90%, что не может не радовать.
– Сейчас открылась вторая площадка филармонии, что позволит существенно уменьшить нагрузки на основное здание. Кто же остается на улице Перекальского, а кто переезжает на Сонина?
– У нас это уже давно было спланировано. По новому адресу теперь будут находиться все хореографические коллективы – ансамбли народного и современного танца и «VIP-поколение». Поменяют прописку также духовой оркестр, биг-бэнд под управлением Эдуарда Кальмана и ансамбль «Новое искусство» Леонида Винцкевича. Что немаловажно, в новом здании появятся дополнительные аудитории для индивидуальных репетиций, чего до последнего времени у нас не было. Тем самым мы разгрузим нашу основную сцену.
В главном здании остаются симфонический оркестр, солисты – вокалисты и инструменталисты, оркестр народных инструментов под управлением Павла Горбунова, ансамбли «Русская мозаика» и «Русский стиль».
Хотелось бы еще вернуться к вопросу о формировании репертуара: правильно ли мы движемся? Считаю, что правильно, свидетельством чему может служить ежегодный, очень строгий статистический отчет Министерству культуры России. В него входят такие показатели, как создание новых программ, а также количество зрителей, заполняемость залов, стационарные концерты и выездная деятельность – по городу, области, стране и за рубежом. Так вот, на сегодня среди 85 субъектов мы на 11-м месте. Считаю, что это неплохой результат.
– Что планируется в ближайшее время?
– Сейчас мы плотно работаем над формированием нового концертного сезона – реализация абонементов начнется в мае. В этом году у нас было 18 абонементов, количество их с каждым годом растет. Но ориентируемся мы, конечно, не на количество.
Абонементы придумываем по простому принципу: если у населения есть потребность, а у нас есть возможности, тогда и рождается новый интересный проект, но в приоритете остается академическая музыка.
А говоря о перспективах, хотелось бы больше гастролей по стране. Над этим сегодня работаем, и думаю, что со временем и в этом направлении мы добьемся результатов.
Беседовал Олег Качмарский