Алексей Волин: Задача государства научить СМИ осваивать новые рынки



Алексей Волин: Задача государства научить СМИ осваивать новые рынки

На Среднерусском экономическом форуме состоялась встреча представителей региональных средств массовой информации с заместителем министра связи и массовых коммуникаций России Алексеем Волиным. Своими впечатлениями он поделился с журналистами.

Какой, на ваш взгляд, получилась встреча? Может быть, и для себя что-то почерпнули?

Каждый визит в регионы дает много нового и интересного. Мысль о том, что Россия разная, всегда находит подтверждение, когда встречаешься с людьми в конкретных областях. Например, Курск не похож на Воронеж, хотя они рядом, точно не похож на Татарстан и очень отличается от Дальнего Востока. Однако есть ряд общих проблем, которые волнуют людей. Их беспокоит, как будет осуществляться переход на цифровое телевидение, цены на рекламу и как больше заработать, как развивать интернет. Дальше начинается специфика каждого региона в отдельности. К примеру, воронежские коллеги пошли по своему пути создания единого медиахолдинга. В нем они пытались объединить все принадлежащие муниципалитетам и области СМИ. А куряне решили, что каждое средство массовой информации должно оставаться самостоятельным, должно отвечать за себя. Но это не отменяет обмен опытом и координацию усилий.

Если говорить о теме СЭФ, то она близка не только бизнесу, но и медиа. Потому что в цифровом пространстве существуют информационные ресурсы. Какое внимание им уделяет государство?

Начнем с того, что медиа и есть бизнес. И когда мы говорим, что эта тема близка, это в определенной степени лукавство. Ничем другим, кроме бизнеса, медиа не являются.

Известно, что если печатное издание имеет хорошую читательскую аудиторию, как и должно быть, то у него всегда есть возможность для заработка. Если такой аудитории нет, следовательно, оно неинтересное, некачественное и невостребованное, тогда и нет смысла его содержать. Его никто не читает, оно не формирует общественное мнение, а значит, не является бизнесом. Государство сейчас уделяет внимание тому, чтобы показать СМИ, как они в настоящий момент могут развиваться и зарабатывать в цифровой среде.

Значительное своеобразие сегодняшнего момента заключается в том, что у нас все средства массовой информации уже обзавелись сайтами и научились работать в интернете.

Проблема в том, что они не знают, как там зарабатывать. Глобальная сеть является обязательным элементом их современной деятельности, но элементом затратным, вместо того чтобы быть прибыльным. Мы видим тенденцию все большего перехода аудитории из классических форм восприятия информации в интернет. Это касается и телевидения.

Существует так называемый отложенный просмотр, видео по запросу. Плюс телевидение это не только новости, но и фильмы, и сериалы, для которых эти функции тем более актуальны. Таким образом, интернет дает новые возможности для СМИ, которые все больше требует аудитория. Возможность обратной связи.

И все-таки какова роль государства в этом процессе?

Научить.

Именно научить, а не контролировать?

Нет никакого смысла контролировать. У нас СМИ совершенно свободны и независимы. Есть законы, которые должны соблюдаться во всех средах, включая интернет. Нельзя призывать к насилию, беспорядкам, возбуждать межнациональную вражду и ненависть, демонстрировать порнографию.

Роль государства заключается в том, чтобы этот сегмент развивался. Мы точно не можем вести всех за ручку и делать чужую работу, мы не можем завалить всех деньгами. Это снижает ответственность и делает средства массовой информации неконкурентоспособными. Наша задача сделать их интересными, востребованными и дать возможность заработать максимально больше во всех средах. Государство и граждане в этом крайне заинтересованы.

Если не давать возможность заработка, многие СМИ станут просить дотации из бюджета, источником пополнения которого служит карман налогоплательщика. Я глубоко убежден в том, что нельзя забирать деньги у больниц и давать их журналистам. В отличие от больных людей, последние способны заработать деньги собственной головой, руками и ногами. Наша задача научить их осваивать новые рынки.

Беседовал Тарас Степаненко

Алексей Волин родился 31 января 1964 года в Ленинграде. В 1986-м окончил обучение в Институте стран Азии и Африки при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Получил диплом историка-востоковеда, референта переводчика индонезийского языка. Работал журналистом, редактором, медиаменеджером. Занимался продюсированием фильмов. В феврале 2012-го был включен в состав рабочей группы по вопросам Открытого правительства. В июле того же года получил назначение на пост замминистра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. За достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу награжден орденом Почета. Женат, есть сын и дочь.