Буквенные кубики Бубнова



Буквенные кубики Бубнова

В Курском дворце пионеров и школьников завершился Открытый городской детско-юношеский турнир по словесно-интеллектуальным играм. Соревнования продолжались три месяца, всего в них приняло участие 47 команд от 17 учебных заведений. Участники соревновались в четырех играх – «Тетралогос», «Бубики», «Словесные шахматы» и «Трилогос». Ещё одна игра – «Трико» (или «Трилогос на икосаэдре») – была представлена на закрытии турнира. Организовал всё это действо методист дворца пионеров и школьников, доктор филологических наук Александр Бубнов.

– Это совершенно новые игры, – рассказывает Александр Владимирович, – изобретенные и разработанные мною, начиная с середины 90-х. Для того, чтобы все желающие смогли понять, что это и для чего придумано, в настоящее время я готовлю учебно-методическое пособие. Главное назначение этих игр состоит в том, чтобы привить детям уважение и любовь к родному языку, к его правилам и особенностям, к изучению новых слов, в конце концов, почувствовать свой родной язык как живой, развивающийся

Отметим, что начинание Александра Бубнова призвано составить альтернативу механически-бездумным компьютерным играм. В своих разработках о пользе комбинаторного игрового творчества он опирается на выводы выдающегося нейрофизиолога Натальи Бехтеревой, долгое время возглавлявшей Институт мозга человека РАН. Наталья Петровна отмечала, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, – здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью, укрепляя иммунитет. И посему вывод: постоянная интеллектуальная нагрузка ведет ни много ни мало к увеличению продолжительности жизни.

Возвращаясь к состоявшемуся турниру по словесно-интеллектуальным играм, отметим, что это – необычное экспериментальное мероприятие. Благодаря соединению спортивного азарта, логического мышления и лингвистических знаний, у соревнующихся задействуются одновременно эмоциональная и интеллектуальная сферы деятельности мозга. Одним словом, это настоящий спорт – только интеллектуальный – соединяющий в себе достоинства шахмат и игры «Что? Где? Когда?» Во время соревнований можно было наблюдать слезы и радость, горечь проигравшего и торжество победителя. Что же до результата, то на этот раз богиня удачи сопутствовала команде школы № 42 (Мария Коронелли, Анна Лашина, Елизавета Кузнецова, Алина Лямина, руководитель Лариса Сергеева), победившей в двух номинациях и в общекомандном зачете.

Весьма символично, что финал турнира пришелся именно на дни славянской письменности. И в тот же день в Москве состоялось заседание Общества российской словесности, на котором президент Путин особо подчеркнул, что сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире.

Олег Качмарский