Если сравнивать финансовую систему Курской области с человеческим организмом, то ее сердцем будет бюджет именно от него зависит благополучие всего региона в целом и каждого жителя в частности.
Пожалуй, лучше других об этом знает заместитель губернатора Валентина НОРДСТРЕМ, с 2008 года курирующая финансовую политику области, в том числе вопросы составления и исполнения областного бюджета.
Валентина Ивановна, в конце декабря Курская область подписала договор с Центробанком. Что это за документ и какое значение он имеет для региона?
Действительно, губернатором Александром Михайловым и главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной было подписано соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности. Что это нам дает? Я хотела бы напомнить, что в сентябре прошлого года Правительством Российской Федерации была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности до 2023 года. Она является основой разработки программ финансового образования в регионах России. Финансовая грамотность необходимое условие для развития государства, в том числе для роста региональной экономики. Мы эту задачу считаем приоритетной и важной. В последние несколько лет администрация Курской области в этом направлении делает многое. Например, по соглашению между территориальным отделением Банка России и областным комитетом образования и науки проводятся уроки финансовой грамотности для школьников в режиме онлайн по размеру аудитории наша область стала лидером в России, свыше 40 тысяч учащихся проходят такое обучение.
Этим соглашением мы хотим расширить рамки охватить малый и средний бизнес, помочь освоить основы финансовой грамотности детям-сиротам, пенсионерам. Подписание соглашения с Центробанком на самом высоком уровне придаст импульс этой работе, которая, в принципе, в Курской области уже проводится.
Насколько я понимаю, в прошлом году администрацией области предпринимались все меры, чтобы наш регион вошел в госпрограмму реструктуризации долгов. Что за долги имеются в виду?
Российским правительством в декабре прошлого года было подписано постановление о проведении реструктуризации обязательств регионов по бюджетным кредитам. То есть по кредитам, привлеченным в виде источника погашения дефицита для исполнения бюджетных обязательств и взятым не в банках, а в Министерстве финансов. Это федеральные бюджетные кредиты, которые, по сравнению с банковскими, очень дешевые под 0,1 процента годовых.
Их реструктурируют на семь лет, если регион будет выполнять условия по увеличению налогооблагаемой базы. Если же она будет расти выше средних показателей по России, сроки этой процедуры могут быть увеличены до 12 лет.
У нас под реструктуризацию попадают 4 миллиарда рублей, из которых 2,7 миллиарда мы должны вернуть уже в марте этого года. Если область попадает под нее, а мы подготовили и сдали все необходимые для этого документы, то вместо вышеуказанной суммы мы вернем в федеральный бюджет всего 200 миллионов рублей. За это мы берем на себя ряд обязательств как по проценту дефицита бюджета, который не должен превышать 10 процентов от собственных доходов, так и по госдолгу его размер не должен быть выше 35 процентов от собственных доходов. На начало прошлого года госдолг Курской области составлял 9,3 миллиарда рублей и к концу года практически не увеличился (хотя планировался в размере 12,8 миллиарда рублей). То есть мы справились с поставленной задачей вместо того чтобы брать банковские кредиты, уменьшили дефицит областного бюджета, нарастив доходы.
Объясните, в чем заключается разница между бюджетным дефицитом и госдолгом?
Дефицит это превышение расходов над доходами. Сам по себе дефицит не страшен, если есть источники его погашения. Это могут быть остатки средств на начало года, банковские или бюджетные кредиты, выпуск ценных бумаг те источники, которые предусмотрены по закону. Когда мы эти источники уже задействовали, тогда все они являются элементами государственного долга. При этом если область, скажем, запланировала, но не взяла кредит, госдолг не увеличивается сам по себе он считается только по факту привлечения кредитных средств. Между тем в прошлом году некоторые курские СМИ выходили с громкими заголовками вроде Область набирает миллиарды долга. Такие выводы были сделаны на основе того, что комитет финансов Курской области, согласно федеральному законодательству, проводил конкурс по привлечению банковских кредитов в виде возобновляемой кредитной линии. Но это совсем не значит, что мы возьмем деньги у банка, так делается для снижения ставки обслуживания кредитов, понятно, что чем она ниже, тем выгоднее для области. Тем более что по возобновляемой кредитной линии кредит можно вообще не привлекать. Или взять, скажем, определенную сумму на три дня, чтобы закрыть кассовый разрыв.
Кстати, в 2017 году Курская область впервые зарегистрировала свои ценные бумаги, весьма удачно разместив 1,3 миллиарда рублей на восемь лет. Это так называемые длинные деньги, привлеченные в экономику региона под ставку 7,94 процента. В декабре прошлого года Банк России включил наши ценные бумаги в ломбардный список Центробанка, подтверждая их высокую ликвидность. Это действительно удачный дебют для области, и Минфин уже отметил этот факт. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство присвоило нашим облигациям высокий рейтинг со стабильным прогнозом это объясняется четкой финансовой дисциплиной и низким уровнем долговой нагрузки региона. По оценкам Минфина и рейтинговых агентств, Курская область относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Валентина Ивановна, следующий вопрос интересует, пожалуй, всех жителей Курской области. Почему Белгородская область, чей госдолг составляет чуть ли не 90 процентов от бюджета, живет на широкую ногу, а мы, имея второй по минимальной величине госдолг в ЦФО, живем, как говорится, по средствам?
Я бы здесь не проводила сравнений. У Белгородской области бюджет выше, поскольку больше налогооблагаемая база. У нас один ГОК, у них три. Что же касается долга, у белгородцев сейчас очень жесткие условия по сокращению бюджетных расходов это весьма непопулярная мера.
На сегодня практически весь Центральный федеральный округ по настоянию Минфина принимает бюджеты с профицитом и таким образом как раз сокращает свой госдолг за счет доходов, не направляя их на расходы. Наш долг разумный, он дает возможность и нам, и тем, у кого мы брали эти средства, жить спокойно, поскольку все свои обязательства область выполняет.
А сколько весит документ бюджета Курской области на 2018 год в бумажном варианте?
В килограммах мы не измеряли, но если сложить его в стопочку думаю, полметра в высоту будет.
На что хватит бюджетных денег?
В этом году по расходам мы переходим планку в 50 миллиардов рублей. 29 декабря, поздравляя свой коллектив с окончанием финансового года, я напомнила им слова песни Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. На самом деле, по сравнению с предыдущими бюджетами, нынешний, в 50 миллиардов, выглядит для региона как сказка. Однако это уже быль. Наступивший год для нас знаковый в том плане, что должны в полном объеме заработать Майские указы Президента России в том числе в части зарплат. Плюс индексация на 4 процента зарплат бюджетникам, не вошедшим в эти указы. Мы все это выполняем в полном объеме, продолжаем строить объекты государственной собственности в области здравоохранения, образования и спорта.
Конечно, направлений, куда можно было бы потратить дополнительные средства, очень много. Это и водоснабжение на селе, и строительство школ. Поживем увидим, может быть, какие-то планы, которые не вошли в бюджет, будут реализованы. Опыт прошлого года показал, что к изначально принятому бюджету добавились как федеральные средства, так и собственные доходы в общей сумме получилось на 11,7 миллиарда рублей больше, чем планировалось. Будем надеяться, что и наступивший год будет не хуже мы для этого все вместе работаем.
Татьяна Ласточкина