Даниил Крамер: Я искренний моцартианец…



Даниил Крамер: Я искренний моцартианец…

Известный российский пианист Даниил Крамер называет себя музыкантом без всяких прилагательных, потому что исполняет музыку разных направлений: классику, традиционный джаз и различные его виды. При этом музыкальное образование у него самое что ни на есть классическое закончил Гнесинку (Российскую Академию музыки им. Гнесиных) как пианист академического направления.

На сцене Курской филармонии Даниил Крамер выступил в декабре прошлого года на концерте Мастера джаза вместе с Леонидом Винцкевичем они в четыре руки и два рояля устроили совершенно невероятную музыкальную дуэль. А перед выступлением он ответил на вопросы корреспондента нашей газеты.

Даниил Борисович, вы же по образованию классический пианист, почему джаз?

Потому же, почему дышу. Почему мы едим не только борщ? Потому что хочется, потому что такова природа нашего организма. Природа моего организма такова, что мне, для того чтобы я чувствовал себя полноценным музыкантом, нужна классика в полном объеме, джаз в полном объеме. И еще витамины в виде этники, рока, джаз-рока и даже в виде элементов поп-арта, только качественного, а не а-ля настоящий полковник. Все это мне нужно, потому что иначе меня не будет существовать. Меня называют джазовым и классическим музыкантом, лично я себя считаю музыкантом без всяких прилагательных…

Вы не первый раз играете с Леонидом Винцкевичем, скажите, какие ощущения во время такой совместной игры это вообще как-то можно словами передать?

Мы необычайно разные. И это как раз есть причина, по которой мне нравится играть с такими людьми. Мне интересно с музыкантами, которые не играют, как я, не мыслят, как я, у которых другое гармоническое мышление не похожее на мое. Они просто другие. Вот с ними начинает работать моя фантазия, вдохновение. Я ищу с ними общий язык, ищу музыкальную красоту, совершенно не похожую на мою собственную.

Любого музыканта на сцене я воспринимаю отчасти как соперника, в самом лучшем смысле этого слова, который заставляет меня в чем-то соревноваться, а в чем-то дополнить его, где-то подстроиться под него, там, где у него соло, где-то, наоборот, вырваться в лидеры. Это и есть живая музыка, это и есть истинная жизнь. В джазе мне не хватает классики, в классике джаза, они взаимно дополняют друг друга. В классике есть то, чего не найти в джазе, выверенность, отшлифовка каждой ноты, образность, которой пока еще очень не хватает джазовой музыке, есть трагичность и глубина трагичности. Джаз (в основном, на 99 процентов) дальше глубокой лирики пока не пошел. Реквием Моцарта в джазе пока еще никто не написал и Погребальное шествие Листа тоже. Много чего еще в нем нет, поэтому я воспринимаю эту музыку как повзрослевшего подростка, который движется по хорошему, по правильному пути дай Бог, чтобы этот путь не завел его в технологическую урбанистику. Ну, во всяком случае, это не мой путь я туда не пойду.

Я искренний моцартианец и следую его правилу, что музыка создана для наслаждения каждая нота, каждый звук.

Каждое мгновение в музыке должно приносить наслаждение даже глубочайшая печаль. Так же, как это делает Реквием, от которого люди оторваться не могут плачут и слушают снова и снова…

Грозит ли джазу импортозамещение?

Вы имеете в виду, что в Россию перестанут приезжать иностранные музыканты? Это будет большая беда. Дело в том, что, в отличие от импортозамещения продуктов, ни наука, ни искусство не выживут, если они варятся в собственном соку. И наука, и искусство созданы как всемирные, как общечеловеческие. Мы постигаем их только в обществе, попробуйте себе представить бизнес, который варится сам по себе. Он не выживет и месяца. Ему нужны люди, контакты, партнеры, кредиты, в конце концов, нужны какие-то составляющие производства. Искусству нужно все то же самое, в нем нет, не может быть и не будет импортозамещения. Мы уже один раз пробовали это сделать в советские времена, когда у нас все было импортозамещено, а иностранное присутствие ограничивалось, в основном, восточноевропейскими странами и было крайне ограничено и цензурировано. И во что это вылилось? В бешеную жажду всего западного, каким бы оно ни было, включая низкопробное… Кроме того, такого рода импортозамещение в определенные моменты жизни нашей планеты способно принести и смерть. Ну, например, сейчас существует реальная опасность взрыва вулкана в Йеллоустоуне. Я читал множество злорадных комментариев по этому поводу, что Бог накажет Америку якобы за все, что она сделала. Не Америку накажет всю Землю, и накажет страшно.

Мало кто себе представляет его последствия. Я изучал катастрофы Земли, которые происходили регулярно и иногда приводили к исчезновению 95 процентов всей жизни на планете. Так, например, было 600 миллионов лет назад, когда Земля обледенела и превратилась в снежный ком. И мы с вами существуем только потому, что очень небольшая часть тогдашних бактерий выжила и научилась объединяться друг с другом.

Не об импортозамещении нужно вести речь, а о том, что человечество перед лицом любой опасности должно быть единым, необходимо объединение всех культурных, общечеловеческих, научных, военных, экономических, продовольственных связей. Потому что иначе не выживем…

С этой точки зрения фестиваль Джазовая провинция это огромный вклад в объединение людей и культур…

Я посмотрел на буклет прошлого фестиваля там и Финляндия, и Америка, и Россия, география очень обширная. Да за это памятник надо ставить организаторам сразу же, при жизни. И всем спонсорам, которые это поддержали. Далеко не все представляют себе истинное значение культуры. Между тем она одна из трех основных частей, из которых мы, люди, состоим. Три основные части это культура, образование и их сочетание.

А нам рассказывают, что мы состоим из воды как огурцы…

Безусловно. Но в этой воде плещется культура, образование и их сочетание. Последнее особенно важно, поскольку без нужного сочетания они превращаются в беду. Образование без культуры порождает бездушных монетаристов, не понимающих и не имеющих глубоких чувств. С другой стороны, без образования при даже самой высочайшей культуре получается набор рефлексирующих интеллигентов, которые просто ни на что не способны. Поэтому правильное, нужное, гармоничное сочетание образования и культуры это секрет успеха любого народа, любой нации. Поэтому когда я вижу конвейеризацию низкопробной попсы и русского шансона, я просто пожимаю плечами. Те, кто этим занимается, не понимают, что делают…

Вопрос риторический: что же делать?

Во-первых, рассказывать об этом так, как сейчас рассказываю я. И это зависит от вас, от журналистов. Вместо этого вы транслируете попсу в таком количестве, после которого мы, музыканты, теряем смысл существования. Объясню: один час вещания Первого канала охватывает порядка 12 миллионов человек. Я один из самых гастролирующих музыкантов в стране, по моим подсчетам, за год на моих концертах бывает чуть больше одного миллиона человек. Скажите, можно нам, музыкантам, соревноваться с такими масштабами?

Может, надо сотрудничать?

Что-то я не вижу, чтобы телеканалы шли на это сотрудничество. Когда там была трансляция какого-то серьезного концерта, я даже и не помню. Не эстрадированная классика на Новый год, а нормальный серьезный концерт… Но зато мы с вами прекрасно знаем, что такое Кривое зеркало, Камеди Клаб и так далее. А спросите, кто сейчас помнит, кто такой Николай Петров и когда на том же Первом канале был его концерт?

Вы, журналисты, проводники того, чем будет жить нация. Это зависит от вас. Только вы попадаете в тот заколдованный круг, который сами же и нарисовали. Сначала формируете спрос, а потом этот спрос диктует вам, как жить. И вы оказываетесь не в состоянии вырваться из этого заколдованного круга. Вы спрашиваете, что делать? Вырываться из круга. Это первое. Второе, что нужно делать, менять налоговую систему страны. Поскольку ныне действующая система заставляет серьезную музыку ходить с протянутой рукой. Культура находится на дотации государства. Это нонсенс! Во всем мире культура кормит государство…

От музыки к налогам это практически джазовая импровизация… А можно и мне напоследок небольшую импровизацию: скажем, о чем бы вы попросили Деда Мороза?

Я бы попросил его, чтобы он избавил нас от трех вещей: от возможности врать, завидовать. И еще от тщеславия. Тогда человечество изменилось бы кардинально…

Беседовала Татьяна Ласточкина