Дорога к счастью профессора Чернышева



Дорога к счастью профессора Чернышева

Научные труды Алексея Чернышева широко известны и применяются на практике не только в отечественной школе, но и за рубежом. Он никогда не мечтал стать психологом и даже представить себе не мог, что его имя войдет в число известных людей планеты. 16 октября Алексей Сергеевич отмечает 80­-летний юбилей.

Несмотря на почтенный возраст, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы России, академик Международной академии психологических наук, заведующий кафедрой психологии КГУ по-­прежнему активен, энергичен и все силы отдает работе.

О том, как обыкновенный сельский мальчишка прошел путь от простого учителя до выдающегося ученого, чье имя дважды упоминается в энциклопедии «Who’s Who in the World»  (Кто есть кто в мире), мы беседуем с ним в преддверии круглой даты.

Недетские испытания

Алексей Чернышев родился в 1936 году в селе Селино Дмитриевского района. Семья была работящая, трудолюбивая, интеллигентная. Отец, плотник и косарь, буквально взахлеб читал классиков отечественной и мировой литературы. На сельских сходах и собраниях свободно декламировал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В семье царил культ книги, который оказал серьезное влияние на будущего ученого. Он и сейчас на лекциях с удовольствием может прочесть студентам целые отрывки из любимых произведений.

Как и всем детям войны, маленькому Алексею пришлось пережить совсем не детские испытания, которые и предопределили его характер.

­- Многое в моей судьбе было заложено именно в те годы, ­- говорит профессор.

Он прекрасно помнит начало войны, каким суровым и спокойным был глава семьи и как рыдали от внезапно свалившегося горя женщины.

Мужчин увезли на фронт на повозках, и отец дольше всех махал фуражкой. С тех пор Чернышевы стали жить надеждой на возвращение кормильца.

У семьи была хорошая, крытая железом хата. Как­-то немцы расположились в ней на ночлег, брат Алексея приготовил для «гостей» сено. А к утру они не обнаружили на месте свои курительные трубки. Фашисты заставили всю семью перебрать увесистую копну, но пропажу так и не нашли.

-­ Тогда нас вывели во двор на расстрел, бабушка прикрывала меня фартуком, но, к счастью, пришел денщик и вернул офицерам их трубки. Забыть такое невозможно, -­ вспоминает мой собеседник.

Тяготы военного лихолетья стали той основой, которая крепко сплотила односельчан. Все соседи стали друг другу по­-настоящему родными людьми и стремились прийти на помощь.

Зимы в те годы стояли суровые. В печи едва удавалось поддерживать тепло, спичек и керосина не было. Брат Алексея придумал способ добывать огонь -­ от удара стальным бруском по граниту возникали искры. К ним нужно было поднести кусочек специально замоченной ваты, от которой потом загорались сухие ветки. Так мать начинала топить печь, а соседи приходили в дом Чернышевых с просьбой: «Устинья, дай огонька!» Складывали горячие головни в тазики и разносили их по домам. Вот так люди боролись за жизнь.

­- Все это стало для нас школой духовного взросления, ведь с ранних лет мы уже помогали маме и бабушке по хозяйству, -­ вспоминает профессор.

Но жили дружно, иногда даже и весело, а главное -­ неистово верили в победу.

Радость познания

В 1944 году Алексей пошел в школу. Ни обуви, ни нормальной одежды не было, спасались только солдатскими гимнастерками. Каждый день приходилось преодолевать расстояние в два километра. Но тяга к знаниям была настолько сильной, что все эти трудности переносились легко. Возвратившись из школы, будущий ученый сразу же садился за уроки и только потом шел обедать.

Самым ярким воспоминанием детства стала новость об окончании войны.

­- Мы сидели на уроке, дверь в класс открылась, и одна из работниц произнесла только одно слово ­- «Победа», которое и определило всю нашу дальнейшую жизнь. Мы упорно трудились и готовы были совершать большие дела, ­- рассказывает Алексей Сергеевич.

Из 9 человек семьи Чернышевых, ушедших на фронт, на семерых пришли похоронки. Отец вернулся живым, но война серьезно подорвала его здоровье. Однако это не помешало ему продолжить работу в колхозе.

После окончания семилетки Алексей поступил в Дмитриевское педагогическое училище. Потом с отличием закончил физико-­математический факультет, обзавелся семьей. Некоторое время ему довелось поработать преподавателем в средней школе села Песчаное Беловского района. На уроки, которые проводил молодой учитель, приходили посмотреть почти все селяне. А потом Алексея Чернышева призвали в ряды Вооруженных сил СССР.

-­ Это была армия славы, труда, братства и дружбы, -­ вспоминает он. -­ Там царили полное взаимопонимание и взаимовыручка.

Крутой поворот

И здесь же произошел случай, который сделал Алексея Чернышева психологом. Служить пришлось на Западной Украине, где он был начальником караула. Однажды ночью на часового напал бандеровец. Он стал стрелять ему в руки, ноги, живот. В свете фонаря было хорошо видно, как военнослужащий мучается в судорогах. Алексей Чернышев схватил автомат и дал очередь по крыше дома, где сидел преступник. Тот бросился бежать, а начальник караула -­ за ним. В это время капитан Роголь догнал Чернышева, схватил за плечо: «Остановись, у тебя родилась дочь, а ты сейчас идешь на верную смерть». На помощь Алексею поспешил и рядовой Федотов, крепкий парень, мастер спорта по тяжелой атлетике. Бандеровец же скрылся в заранее подготовленном лазе.

-­ Тот случай заставил меня задуматься о том, что побудило таких разных людей в экстремальной ситуации идти на гибель, какие механизмы двигали нами? ­- вспоминает Алексей Сергеевич.

Поэтому после армии он решает посвятить себя изучению психологии и в 1964 году поступает в аспирантуру к профессору Льву Уманскому, а после ее окончания успешно защищает кандидатскую диссертацию.

Психологи в Комсорге, 1990 год. Алексей Чернышев третий слева

Большая наука

Усердие в труде и скромность в потреблении -­ эти принципы стали основополагающими в работе ученого. Он стремился полностью отдавать себя любимому делу и приносить пользу своему государству.

Алексея Чернышева, как экспериментатора, особенно интересовали проблемы молодежи. Ведь в этом возрасте юноши и девушки жаждут получать от жизни яркие впечатления, и у них появляется мотивация совершать большие дела.

-­ Тогда мы с нашим руководителем Львом Уманским решили объединить ребят в группы и в течение 21 дня лагерной смены привить им навыки хороших организаторов. Слово «лидер» еще не было в широком употреблении, ­- отмечает Алексей Сергеевич. -­ Именно так возник «Комсорг».

Стоит отметить, что в то время определяющая роль малой группы в развитии человека уже была признана всем мировым психологическим сообществом.

«Комсорг» представлял собой особый социум, который сегодня принято называть социальным оазисом, где превыше всего ставятся идеалы честности, добра, любви и справедливости. Здесь создавались условия, направленные на раскрытие потенциала человека, проявление его лучших качеств. Через «Комсорг» прошли более 45 тысяч молодых людей, многие из них заняли руководящие посты в различных сферах. Это была и есть настоящая кузница квалифицированных кадров.

Кстати, «теория малых групп» курских психологов вошла в 16 лучших научных идей, посвященных этой теме.  За рубежом она известна как «концепция Уманского­-Чернышева».

Есть в арсенале Алексея Сергеевича и его учеников и другие разработки, например, методики подбора экипажей, которым приходится действовать в сложных физических и психологических условиях.

Он является автором большого количества научных работ и монографий. Шесть книг курского ученого находятся в библиотеке конгресса США. В энциклопедический словарь «Психология общения» вошли пять понятий, введенных в научный оборот профессором Чернышевым.

Безусловно, главной гордостью психолога является коллектив.

­ -Я счастливый человек, потому что посвятил жизнь любимому делу, много и с удовольствием работал, ­- говорит Алексей Сергеевич. -­ Все эти годы рядом со мной трудились очень интересные и творческие люди. Вместе мы добивались высоких результатов.

Среди его заслуг ­- создание в университете научной школы психологии и открытие факультета психологии и педагогики.

В вузе также работают аспирантура, докторантура, диссертационный совет, кабинет психодиагностики, лаборатория психологической помощи.

Алексей Чернышев -­ блестящий педагог, он подготовил 30 кандидатов и докторов наук. Его ученики преподают в ведущих вузах страны и за рубежом.

При его непосредственном участии были организованы центры психологической помощи: «Гармония», на базе которой начал работать детский телефон доверия, «Диалог», «Доверие» и другие. Поначалу они функционировали на общественных началах, а со временем приобрели статус государственных учреждений.

Юбилей -­ не повод подводить итоги. Профессор намерен и дальше заниматься научными поисками и работать над развитием системы психологической помощи. И, возможно, о новых достижениях Алексея Чернышева мы услышим совсем скоро.

Дарья Заева