Единство, рожденное в дискуссии



Единство, рожденное в дискуссии

Начало осени знаменательно новыми событиями в мире искусства. О том, что ждет курского зрителя в ближайшее время, нашему изданию рассказал председатель регионального комитета по культуре Валерий Рудской.

– Валерий Вячеславович, на чем должна основываться и на что ориентироваться государственная политика в области культуры?

– Начнем с того, что в основе как национальной идеи, так и государственной идеологии должна быть, конечно, культура. Не потому, что я в ней работаю, а потому, что это морально­-нравственный стержень, на который можно нанизать все другие проблемные аспекты жизни общества. Земной шар, планета наша разделена на народы и государства, и ничто так внятно и ясно, как культура, не обозначает национальную особенность территории.

На федеральном уровне у нас существует много документов, есть и различные концепции, связанные с направлениями деятельности по театральному и библиотечному делу, по охране культурного наследия, есть основы законодательства о культуре, но… нет закона о культуре. А именно такой закон мог бы внятнее обозначить не увеселительную функцию нашей отрасли, а идеологическую и воспитательную.

На основании такого закона регулировались бы процессы и выстраивалась система приоритетов. А сейчас многое идет самотеком, что приводит к весьма негативным последствиям. Посмотрите, например, как захламили наш язык: все испещрено иностранными терминами, в которых нет необходимости. Зачем, например, писать «рецепшн», если у нас уже есть слово «администратор», зачем говорить «флешмоб», когда можно сказать «массовое пение или танцы» и так далее. Россия всегда была открытой и гостеприимной страной для восприятия иностранных элементов жизни, но ведь все хорошо в меру. Тут невольно вспомнишь о советском периоде, когда, с одной стороны, было чрезмерное управление культурой, вертикаль чрезмерная, но во многом она работала на пользу.

– И как тут быть в отсутствие федерального закона?

– Местные нормативные акты не могут заменить основополагающего документа в государстве, однако нужно делать то, что от тебя зависит. Мне кажется, что в Курской области мы выдерживаем целый ряд критериев, которые можно отнести к национальной культурной политике. Например, в области кино. Если брать муниципальный кинопоказ, мы давно уже превзошли все мыслимые и немыслимые показатели по демонстрации отечественных фильмов – 70% (!), тогда как на федеральном уровне ставится задача, чтобы к 2030 году было 25%.

Мы думаем также о том, как сохранить муниципальный показ, и особенно в селе. Я не вижу, чтоб наверху это кого­-то волновало, так как создаваемые киноцентры, которые показывают кино на цифровых носителях, призваны обслуживать жителей городов. А что делать с селом? По телевидению идет завлекательная реклама новых фильмов, люди же, живущие в селе (а таковых в нашей области 35%), понимают, что они не могут всего этого увидеть. Такие фильмы, как «Батальон», «Викинг», «28 панфиловцев» и другие заведомо не выпускаются на DVD­-носителях, на которые рассчитана аппаратура в сельских клубах.

Министерство культуры помогает нам приобрести цифровые аппараты – по 2 комплекта в год. Но понятно ведь, что все села, которых у нас сотни и сотни, обеспечить ими мы не можем. В основе государственной политики, в чем я убежден, помимо национального ориентира, должна быть опора на регионы, в том числе на сельскую глубинку. Во всяком случае, нельзя забывать об их потребностях и проблемах.

– Призвание культуры – объединять, консолидировать. Но здесь то и дело вспыхивают дискуссии и противоречия. Возможно ли найти компромисс посредством культуры?

– Я думаю, что стопроцентно консолидированного общества не бывает. Ни в какой стране мира этого нет. Везде идет борьба идеологий и партий, и население неоднородно по своим убеждениям. Это нормально. А для нашей страны в этом заключается и положительный опыт, поскольку вышли мы из советского периода единомыслия.

Что же касается преодоления разобщенности, то сейчас у нас в государстве наметился тот самый патриотический импульс, которого не было в 90-­е и начале 2000-­х, когда само слово «патриот» произносили чуть ли не как ругательное.

Сегодня это не так, и некоторые проходящие в стране акции это доказывают – в частности, «Бессмертный полк». Единство общества достигнуто во внешнеполитических вопросах. А если бы мы вели более осознанную культурную политику, как это было в Советском Союзе, – не в смысле ее наполнения, а в смысле внятности, если бы больше внимания уделяли национальной культуре, тогда и внутриполитическая ситуация была бы гораздо лучше. Отчего у нас сейчас нет композиторов, поэтов, режиссеров такого уровня, как в советский период? Оттого, что не выстроена система взаимоотношений с культурой, как это было раньше. И в подготовке специалистов в сфере культуры какой­-то раскардаш наблюдается.

– Традиционный вопрос: что из крупных культурных событий намечается в новом сезоне?

– Начинаем с юбилея нашего театра – одного из самых старых в стране, ему 225 лет. Новый – 226­-й – сезон откроется 14 сентября не спектаклем, а бенефисным представлением.

Далее – открытие второй сцены филармонии в здании бывшего Дворянского собрания. Сразу увеличатся концертные возможности города и области, поскольку выступать там будут не только наши солисты и коллективы, но и приглашенных можно будет принять гораздо больше.

В феврале следующего года будем отмечать 75-­летие Виктора Гридина, в связи с чем решили провести и конкурс, и фестиваль его имени. Планируем создавать в Дмитриевском районе музей Ивана Суржикова – великолепного нашего певца, вокруг имени которого уже около 10 лет мы ведем активную работу. Хотим завершить в следующем году реставрацию усадьбы Афанасия Фета.

Благодаря фонду Алишера Усманова «Искусство, наука, спорт» мы каждый год организуем различные благотворительные проекты.

В новом сезоне это будет выставка Третьяковской галереи – уже в сентябре, а в декабре – Кремлевский балет. Стремимся развивать такие формы работы, которые бы для зрителя не очень тянули кошелек.

В последнее время много говорят о необходимости создания у нас музея Курской битвы. Пользуясь случаем, хочу внести ясность. Когда­-то у нас был такой музей – общественный и весьма небольшой – в бывшем Доме офицеров. Когда же это заведение закрылось, мы успели забрать экспонаты и ныне используем их в Командном пункте Центрального фронта и Поныровском музее Курской битвы. Люди, однако, хотят, чтобы музей был именно в Курске. Но дело в том, что в наших планах -­ строительство нового здания краеведческого музея, и в его проекте значительное пространство – 300 кв. метров – предусмотрено для Панорамы Курской битвы. Не диорамы, как в Белгороде, а панорамы, причем двухъярусной. Так что патриотические чувства курян вполне будут удовлетворены, вопрос только в сроках, поскольку на все это требуется очень много денег, и без федерального софинансирования, за которое борется наш губернатор, нам не справиться.

– Валерий Вячеславович, блиц-­ опрос в завершение: ваши любимые музыка, книга, фильм, картина…

– В музыке для меня это, во-­первых, Чайковский – недаром он самый исполняемый композитор в мире, русская гордость. А кроме него – «Картинки с выставки» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина…

Если говорить о книгах, то здесь, рискуя прослыть банальным, назову, конечно, Пушкина. Читаешь – и наслаждаешься каждым словом. Дома у меня весь Пушкин, и с возрастом я понял, почему он наше все.

В кино безумно люблю фильмы Леонида Гайдая. Помню, что, когда они выходили, ему не уделяли должного внимания, в киножурналах того времени о нем писали крайне неохотно – подавали как третьесортного режиссера. А оказалось, комедии на все времена.

А еще «Война и мир» Бондарчука. Тоже помню, как нас загоняли на этот фильм в детстве, а я его не понимал. Это ведь тоже неверно – Толстой и Достоевский в 9 классе. Я их ненавидел всей душой, поскольку ничего не понимал. Чтобы их понимать, нужно быть, наверное, не 17-­летним юношей. Зато сейчас, когда показывают «Войну и мир», сижу как завороженный, не могу оторваться.

Ну и, наконец, изобразительное искусство. Я не понимаю авангардизма, абстракционизма, сюрреализма, Сальвадора Дали и Пикассо… Понимаю живопись. Недавно был в Третьяковской галерее, смотрел Иванова «Явление Христа народу». Еще издалека подумалось: а что это за свет там? Как будто какую-­то подсветку в картину вставили. А подойдя, увидел чудо: написано так, как будто в реальности луч света с небес спускается.

Беседовал Олег Качмарский