Фестиваль длиною в год

11:00, 05.04.2016

С конца марта в районах Курской области проходит Фестиваль российской анимации имени Бориса Дежкина. О подробностях этого масштабного мероприятия корреспонденту еженедельника «Курск» рассказал исполняющий обязанности директора Курского областного киновидеофонда Андрей Немиров.

Борис Дежкин— Андрей Владиславович, чему посвящен фестиваль?
— Конкретного названия он пока не имеет — но есть именная привязка. Кто такой Борис Дежкин? Все знают его мультфильмы — «Необыкновенный матч», «Шайбу! Шайбу!», «Матч-реванш», «Приходи на каток», 40-минутный «Чиполлино». Несколько поколений — в том числе и мое — росли на этих фильмах. В 2014 году на праздновании Дня кино мы отмечали 100-летие Бориса Петровича, приезжала его ученица, рассказывала о нем и напомнила, что он родом из Курска! С тех пор мы и начали продвигать идею, что, помимо Георгия Свиридова, Евгения Носова, Константина Воробьева, у нас есть еще один знаменитый земляк. Ведь в плане анимации, мультипликации это одна из наиболее знаменитых личностей, поскольку он стоял у истоков создания «Союзмультфильма», и это был единственный советский мультипликатор, которого приглашал Уолт Дисней. Борис Дежкин тогда отказался, решил остаться здесь, потому как чувствовал себя русским и имел множество собственных идей. Но что интересно, именно диснеевскую манеру «Тома и Джерри» он преобразовал в русскую школу мультипликации — среди учеников Бориса Петровича одно из главных мест занимает Вячеслав Котеночкин, снявший «Ну, погоди!» А это и есть тот самый Дисней, только на русский манер.
— Как возникла идея организовать такое мероприятие?
— В прошлом году мы проводили фестиваль мультфильмов Дежкина — просто показали кое-что из того, что есть у нас в фонде. Но поняли, что этого недостаточно, потому что показывать старые фильмы — это, конечно, хорошо, интересно, но задача фестиваля иная. Современные дети привыкли уже к другим анимации, графике, сюжетам, поэтому старое хорошо показывать как образец высокого искусства, чтобы они запоминали эти образцы. И мы решили, что именем Дежкина назовем фестиваль анимации современной. Обратились в Союз кинематографистов, в Гильдию анимационного кино, и нам здорово помогли — сообщили список авторов, мы их всех обзвонили, и они согласились с нами сотрудничать на безвозмездной основе. И мы получили неожиданно очень интересные работы. В результате сформировали две программы — одна 0+, то есть для младшего школьного возраста, и вторая 12+, для старшеклассников. И там, и там очень интересные работы.
Нас также поддержал «Союзмультфильм», которому в этом году исполняется 80 лет, они разрешили нам свой логотип поместить на афишу, дали фильмы, хороших авторов, согласовали показы. При такой поддержке — с одной стороны Гильдии мультипликационного кино, с другой — «Союзмультфильма», при содействии комитета по культуре мы этот фестиваль и проводим.
afisha фестиваль дежкина copy— Что мы сможем увидеть на фестивале?
— Здесь будут представлены как ведущие анимационные студии России («Союзмультфильм», «Пилот», «Шар»), так и творчество независимых художников-аниматоров. Среди участников Олег Ужинов и Валентин Телегин — авторы цикла «Гора самоцветов», Светлана Разгуляева, получившая первый приз Суздальского фестиваля 2015 года, Дмитрий Высоцкий — автор популярных мультсериалов «Три кота» и «Черный квадрат», Андрей Ушаков…
По согласованию с комитетом по культуре мы решили проводить фестиваль не одномоментно — в течение одной-двух недель, как это обычно делается, а в каждом из 28 наших районов плюс город Курск — по отдельности. Начинаем с Фатежа — там показываем две программы, потом Курчатов… И так в течение всего года. И, наконец, подведение итогов, награждение. Возможно, в дальнейшем мы вернемся к обычному режиму проведения фестивалей, но пока решили опробовать такую — долгоиграющую — форму.
— Стало быть, фестиваль может стать традиционным?
— Да, это попытка заложить традицию фестиваля российской мульт-анимации имени Бориса Дежкина в Курске. Ничто не мешает нам это сделать — нас поддержали все основные игроки. То есть собираем все интересное, что есть в плане «мультиков». Думаю, что и «Мельница» к нам со временем присоединится, и очень хорошая воронежская студия, которая сейчас делает «Снежную королеву».
— Как вы оцениваете современное состояние анимации? В последнее время привыкли все сравнивать с советским периодом, тогда были качество, уровень, а теперь все в упадке…
— Ничего подобного нет. Упадок в 90-е с чем связан был? С тем, что довольно долго не работал «Союзмультфильм» — в связи с судебными разбирательствами, борьбой за авторские права. То есть просело основное «здание» нашей анимации. Но зато появились такие студии, как «Пилот», «Шар», «Мельница» и серии замечательных мультиков — «Братья Пилоты», «Гора самоцветов», серия про богатырей. К тому же сейчас технологии совершенствуются. Раньше нужен был целый завод, чтобы сделать фильм, а теперь достаточно нескольких компьютеров.
хоккеист— Поэтому и название «мультипликация» на «анимацию» сменилось…
— Да, и что интересно… По-моему, и название «аниматор» придумал Борис Дежкин. Потому что в его записях есть столбец со словами «аниматор», «аниматограф» — он искал это слово, новое определение, означающее «оживление». Потом уже это слово пришло к нам из Голливуда, от Диснея. Но Дежкин искал это слово, еще когда у нас это называлось «мультипликация» — соединение множества картинок.

И чем еще хороша анимация? Чем она сейчас живет и почему поднимается в России? Потому что в ней проще выразить то, что хочешь сказать. Например, самые русские, самые национальные по духу фильмы вышли не в художественном кино, а из анимации. «Поддубный», конечно, замечательный фильм, «Легенда №17» — тоже, все это проникнуто нашим русским духом, тот же «Адмирал», «Батальон», недавно вышедший. Это все хорошо. Но такого фильма, как «Необыкновенное путешествие Серафимы», в художественном кино нет. Почему? Потому что на художественное кино есть определенное влияние со стороны Голливуда, давление рынка, требования прокатных организаций. А на анимационное кино нет такого давления. Для создания мультфильма не нужна большая команда, там целую идею — от и до — может воплотить один художник-аниматор. Для этого не нужно больших затрат на аппаратуру, транспорт, съемки. Поэтому без всякой оглядки на рынок можно делать то, что хочешь — в частности русское, национальное. Вот и появилась «Серафима», появилась «Крепость. Щитом и мечом» — совершенно замечательный фильм о защите Смоленска. И такие фильмы очень нужны сейчас нашим детям. Когда они выходят из зала и мы спрашиваем об их впечатлениях, они в восторге от увиденного, от того, что не только «Тачки» и «Бэтмены» существуют в мире, а есть наше, родное, настоящее. И дети начинают понимать, что мы русские люди, у нас своя особенная жизнь, свой дух — и это здорово!

Беседовал Олег Качмарский

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: