Индекс кредитоспособности Курской области за прошлый год вырос более чем на 10 процентов такую информацию опубликовало РИА Рейтинг, проводившее собственное исследование ситуации с госдолгом в российских регионах.
По данным агентства, в последние годы наблюдается рост объема государственного долга субъектов Российской Федерации: в 2015 году он увеличился на 11 процентов, в 2014 году на 20 процентов, в 2013-м на 28,6 процента. Несмотря на то что темпы роста замедляются, некоторые регионы уже должны больше, чем зарабатывают. Другими словами, госдолг здесь превышает собственные доходы бюджета.
Чего не скажешь о Курской области по итогам 2015 года госдолг Курской области составлял 6,46 миллиарда рублей, это второй минимальный результат по ЦФО, меньше, чем у курян, задолженность была только у Владимирской области (3,79 миллиарда рублей). А вот наши ближайшие соседи на тот момент ушли далеко вперед. Воронежская область накопила долг в 29,92 миллиарда, а Белгородская в 45,67 миллиарда рублей.
Какой бы привлекательной ни казалась жизнь в кредит, но взятые взаймы деньги все равно придется отдавать: как говорят в таких случаях, берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда. По мнению экспертов, опасность таится не столько в величине долгов, сколько в графиках их погашения. Задолжавший регион, не имея достаточных средств для ежемесячного платежа, может попасть в зависимость от рефинансирования, то есть он вынужден брать новый кредит, порой на невыгодных для себя условиях.
Благодаря аккуратной финансовой политике и поддержке Правительства России, Курской области удалось в прошлом году заменить более 4,5 миллиарда рублей кредитов со ставкой от 12 до 17 процентов на государственные кредиты с процентной ставкой 0,1, что позволило направить сэкономленные деньги на первоочередные нужды.
Сейчас Курская область входит в двадцатку регионов, лучших по управляемости финансов, что позволяет не просто получать помощь из федерального бюджета, но и ежегодно увеличивать ее (в 2015 году, к примеру, объем федеральных поступлений вырос более чем на 8 процентов). Кроме того, согласно рейтингу Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), в 2015 году Курская область заняла второе место в ЦФО и 13-е место в Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
Но вернемся к исследованию РИА Рейтинг. При расчете индекса кредитоспособности учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.
В результате выяснилось, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, индекс кредитоспособности то есть возможность платить по долгам в большинстве российских регионов вырос. У кого на один пункт, у кого на два, но рост все же есть. Курская область на этом фоне выглядит более чем успешно: повышение индекса кредитоспособности более чем на 10 пунктов поставило ее в один ряд с такими регионами, как Новгородская область, Пермский край и Республика Татарстан. Этому, по мнению РИА Рейтинг, способствовало улучшение бюджетных показателей, таких как снижение дефицита бюджета и рост доли собственных доходов.
В результате вышеупомянутый индекс у Курской области составляет 64,3 это 25-е место в списке российских регионов. Из соседей по Черноземью ближе всех к нам Воронежская область, она на 28-м месте с показателем 62,5. Индекс кредитоспособности Белгородской области 57,6, это 30-е место. Впрочем, по динамике оба региона значительно уступают курянам, поскольку рост индекса кредитоспособности у них не превышает 3-4 пунктов.
Рост кредитоспособности Курской области и снижение госдолга закономерный результат политики региональной власти и своеобразный критерий ее эффективной работы. В наше непростое время администрации во главе с губернатором Александром Михайловым удается не только развивать местную экономику, но и с каждым годом снижать долговую нагрузку перед федеральным центром.
К бюджетным деньгам в области отношение особое это не только способ достижения экономических и социальных целей, но и предмет строжайшей отчетности, что сказывается на улучшении инвестиционного климата. Ведь каждый инвестор, вкладывающий деньги в экономику региона, хочет быть уверен, что его кровные будут работать и приносить дивиденды, а не пойдут на погашение непонятных кредитов. Этому также способствует прозрачность и открытость бюджетной политики, которую проводит администрация Курской области. Правильность выбранной финансовой стратегии подтверждают цифры. Так, в прошлом году по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата наша область заняла 19-е место среди 76 регионов.
Татьяна Ласточкина
Валерий Мелихов, руководитель проекта Гражданский университет Курского регионального отделения партии Единая Россия, кандидат экономических наук:
В данном рейтинге радует не только нынешнее 25-е место среди субъектов по уровню долговой нагрузки. Положительна также и динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом. Отношение госдолга к доходам бюджета нашей области поэтапно снижается. Это говорит о том, что социально-экономическое развитие курского края происходит на здоровой и прочной основе. Это особенно примечательно на фоне общероссийского экономического спада.
В этих условиях понятен соблазн простимулировать экономику региона за счет увеличения государственных расходов как важной составляющей совокупного спроса. Однако, на мой взгляд, при осуществлении подобной экономической стратегии необходимо учитывать 2 обстоятельства:
стимулирование экономической активности в отдельно взятом регионе не может находиться в противофазе с циклом национальной экономики;
Наращивание расходов за счет заимствований не должно быть чрезмерным. При этом, кроме экономической целесообразности, необходимо учитывать требования Бюджетного кодекса, который говорит о том, что сумма долга субъекта не должна превышать 100 процентов налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Бюджетная политика нашей области полностью соответствует этим критериям.
Конечно, есть желание пришпорить экономику, дополнительно ее простимулировать за счет будущих доходов. А расплату по долгам оставить тем, кто придет после нас. В нашей области такие примеры были в 1996-2000 годах, и эти долги пришлось отдавать уже сегодняшнему руководству области. Тем более отрадно, что в настоящее время политика заимствований носит спокойный, сбалансированный характер.
Ирина Анциферова, ректор Курской академии госслужбы:
Исследователи определяют место региона на нормированной линейке от 0 до 100. Главными показателями остаются долговая нагрузка (отношение долга к объекту собственных доходов и объему ВРП), региональный бюджет (доля собственных доходов и безвозмездных перечислений в суммарных доходах) и состояние экономики (доля прибыльных предприятий, инноваций и так далее). Росту индекса способствовало улучшение бюджетных показателей, таких как снижение дефицита бюджета, рост доли собственных доходов, снижение долговой нагрузки.
Достаточно невысоким в нашем регионе зафиксировано отношение объема госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета -24,9%. Больше того, этот показатель имеет тенденцию к снижению (в 2014 году он составлял 29,9%).
По этим данным Курская область близка к Ямало-Ненецкому автономному округу и Республике Башкортостан, регионам с нефтегазовым потенциалом. Все эти показатели говорят о том, что Курская область находится на экономически безопасном уровне.
Стабилизация и рост кредитоспособности связывается, прежде всего, с развитием промышленности в регионе, в настоящее время в большей степени ориентированной на ВПК.
Исследования РИА Рейтинг регулярно публикуеются в ведущих электронных и печатных СМИ, что позволяет задействовать огромный потенциал медиа-ресурсов. Получение рейтинга благоприятно сказывается на имидже региона, помогает в создании позитивной кредитной истории, рассматривается участниками рынка и регуляторами как важный индикатор транспорентности, показывает достаточно высокий уровень профессионализма системы управления региона.
Выше рейтинг больше инвестиций
Как повысить инвестиционную привлекательность Курской области? Этот вопрос обсудили руководители отраслевых комитетов области, представители общественности и бизнеса на заседании координационного штаба.
С информацией об изменениях, методологии и текущем статусе национального рейтинга выступил руководитель агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов в ЦФО Виталий Еремеев.
Он рассказал о критериях оценки регионов и о том, какие первоочередные меры необходимо применять для повышения позиций в рейтинге. По мнению Виталия Еремеева, составление рейтинга не самоцель. В первую очередь, его организаторы анализируют, какие инструменты используют регионы-лидеры для достижения высоких результатов. Лучшие практики передаются в другие субъекты.
Работа по созданию второго национального рейтинга уже ведется. Цель снижение административных барьеров. В прошлом году Курская область добилась хороших результатов, прокомментировал Еремеев.
Руководители направлений отчитались о том, что сделано для улучшения самочувствия бизнеса. Заместитель председателя областного комитета строительства и архитектуры Сергей Чернов сообщил, что вносимые в сферу градостроительной деятельности изменения направлены на сокращение сроков проведения разрешительных процедур. Уже удалось уменьшить их количество до семи. В дальнейших планах снижение сроков согласований до 90 дней. На заседании обсудили и изменения в сфере подключения к электросетям. В последние годы приложено много усилий для того, чтобы сделать Курскую область привлекательной для бизнеса, разработана законодательная база, работает агентство по привлечению капиталов, в завершающей стадии находится один из ключевых проектов внедрение инвестиционного стандарта. Участники штаба отметили, что в этом году внимание будет сконцентрировано на проблемах лицензирования образовательных учреждений и внедрения рейтинговой системы мониторинга.
Виталий Тарков