Госдолг платежом красен

15:30, 12.04.2016

Индекс кредитоспособности Курской области за прошлый год вырос более чем на 10 процентов — такую информацию опубликовало РИА «Рейтинг», проводившее собственное исследование ситуации с госдолгом в российских регионах.
Кредитоспособность области (таблица)По данным агентства, в последние годы наблюдается рост объема государственного долга субъектов Российской Федерации: в 2015 году он увеличился на 11 процентов, в 2014 году — на 20 процентов, в 2013-м — на 28,6 процента. Несмотря на то что темпы роста замедляются, некоторые регионы уже должны больше, чем зарабатывают. Другими словами, госдолг здесь превышает собственные доходы бюджета.
Чего не скажешь о Курской области — по итогам 2015 года госдолг Курской области составлял 6,46 миллиарда рублей, это второй минимальный результат по ЦФО, меньше, чем у курян, задолженность была только у Владимирской области (3,79 миллиарда рублей). А вот наши ближайшие соседи на тот момент ушли далеко вперед. Воронежская область накопила долг в 29,92 миллиарда, а Белгородская — в 45,67 миллиарда рублей.
Какой бы привлекательной ни казалась жизнь в кредит, но взятые взаймы деньги все равно придется отдавать: как говорят в таких случаях, берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда. По мнению экспертов, опасность таится не столько в величине долгов, сколько в графиках их погашения. Задолжавший регион, не имея достаточных средств для ежемесячного платежа, может попасть в зависимость от рефинансирования, то есть он вынужден брать новый кредит, порой на невыгодных для себя условиях.
Благодаря аккуратной финансовой политике и поддержке Правительства России, Курской области удалось в прошлом году заменить более 4,5 миллиарда рублей кредитов со ставкой от 12 до 17 процентов на государственные кредиты с процентной ставкой 0,1, что позволило направить сэкономленные деньги на первоочередные нужды.
Сейчас Курская область входит в двадцатку регионов, лучших по управляемости финансов, что позволяет не просто получать помощь из федерального бюджета, но и ежегодно увеличивать ее (в 2015 году, к примеру, объем федеральных поступлений вырос более чем на 8 процентов). Кроме того, согласно рейтингу Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), в 2015 году Курская область заняла второе место в ЦФО и 13-е место в Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
Но вернемся к исследованию РИА «Рейтинг». При расчете индекса кредитоспособности учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.
Кредитоспособность области (карта)В результате выяснилось, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, индекс кредитоспособности — то есть возможность платить по долгам — в большинстве российских регионов вырос. У кого — на один пункт, у кого — на два, но рост все же есть. Курская область на этом фоне выглядит более чем успешно: повышение индекса кредитоспособности более чем на 10 пунктов поставило ее в один ряд с такими регионами, как Новгородская область, Пермский край и Республика Татарстан. Этому, по мнению РИА «Рейтинг», способствовало улучшение бюджетных показателей, таких как снижение дефицита бюджета и рост доли собственных доходов.
В результате вышеупомянутый индекс у Курской области составляет 64,3 — это 25-е место в списке российских регионов. Из соседей по Черноземью ближе всех к нам Воронежская область, она на 28-м месте с показателем 62,5. Индекс кредитоспособности Белгородской области — 57,6, это 30-е место. Впрочем, по динамике оба региона значительно уступают курянам, поскольку рост индекса кредитоспособности у них не превышает 3-4 пунктов.
Рост кредитоспособности Курской области и снижение госдолга — закономерный результат политики региональной власти и своеобразный критерий ее эффективной работы. В наше непростое время администрации во главе с губернатором Александром Михайловым удается не только развивать местную экономику, но и с каждым годом снижать долговую нагрузку перед федеральным центром.
К бюджетным деньгам в области отношение особое — это не только способ достижения экономических и социальных целей, но и предмет строжайшей отчетности, что сказывается на улучшении инвестиционного климата. Ведь каждый инвестор, вкладывающий деньги в экономику региона, хочет быть уверен, что его «кровные» будут работать и приносить дивиденды, а не пойдут на погашение непонятных кредитов. Этому также способствует прозрачность и открытость бюджетной политики, которую проводит администрация Курской области. Правильность выбранной финансовой стратегии подтверждают цифры. Так, в прошлом году по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата наша область заняла 19-е место среди 76 регионов.

Татьяна Ласточкина

МелиховВалерий Мелихов, руководитель проекта «Гражданский университет» Курского регионального отделения партии «Единая Россия», кандидат экономических наук:
— В данном рейтинге радует не только нынешнее 25-е место среди субъектов по уровню долговой нагрузки. Положительна также и динамика этого показателя по сравнению с прошлым годом. Отношение госдолга к доходам бюджета нашей области поэтапно снижается. Это говорит о том, что социально-экономическое развитие курского края происходит на здоровой и прочной основе. Это особенно примечательно на фоне общероссийского экономического спада.
В этих условиях понятен соблазн простимулировать экономику региона за счет увеличения государственных расходов как важной составляющей совокупного спроса. Однако, на мой взгляд, при осуществлении подобной экономической стратегии необходимо учитывать 2 обстоятельства:
стимулирование экономической активности в отдельно взятом регионе не может находиться в противофазе с циклом национальной экономики;
Наращивание расходов за счет заимствований не должно быть чрезмерным. При этом, кроме экономической целесообразности, необходимо учитывать требования Бюджетного кодекса, который говорит о том, что сумма долга субъекта не должна превышать 100 процентов налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Бюджетная политика нашей области полностью соответствует этим критериям.
Конечно, есть желание «пришпорить» экономику, дополнительно ее простимулировать за счет будущих доходов. А расплату по долгам оставить тем, кто придет после нас. В нашей области такие примеры были в 1996-2000 годах, и эти долги пришлось отдавать уже сегодняшнему руководству области. Тем более отрадно, что в настоящее время политика заимствований носит спокойный, сбалансированный характер.

АнцифероваИрина Анциферова, ректор Курской академии госслужбы:
— Исследователи определяют место региона на «нормированной линейке» — от 0 до 100. Главными показателями остаются долговая нагрузка (отношение долга к объекту собственных доходов и объему ВРП), региональный бюджет (доля собственных доходов и безвозмездных перечислений в суммарных доходах) и состояние экономики (доля прибыльных предприятий, инноваций и так далее). Росту индекса способствовало улучшение бюджетных показателей, таких как снижение дефицита бюджета, рост доли собственных доходов, снижение долговой нагрузки.
Достаточно невысоким в нашем регионе зафиксировано отношение объема госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета -24,9%. Больше того, этот показатель имеет тенденцию к снижению (в 2014 году он составлял 29,9%).
По этим данным Курская область близка к Ямало-Ненецкому автономному округу и Республике Башкортостан, регионам с нефтегазовым потенциалом. Все эти показатели говорят о том, что Курская область находится на «экономически безопасном уровне».
Стабилизация и рост кредитоспособности связывается, прежде всего, с развитием промышленности в регионе, в настоящее время в большей степени ориентированной на ВПК.
Исследования РИА «Рейтинг» регулярно публикуеются в ведущих электронных и печатных СМИ, что позволяет задействовать огромный потенциал медиа-ресурсов. Получение рейтинга благоприятно сказывается на имидже региона, помогает в создании позитивной кредитной истории, рассматривается участниками рынка и регуляторами как важный индикатор транспорентности, показывает достаточно высокий уровень профессионализма системы управления региона.

Выше рейтинг — больше инвестиций

Как повысить инвестиционную привлекательность Курской области? Этот вопрос обсудили руководители отраслевых комитетов области, представители общественности и бизнеса на заседании координационного штаба.
С информацией об изменениях, методологии и текущем статусе национального рейтинга выступил руководитель агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов в ЦФО Виталий Еремеев.
Он рассказал о критериях оценки регионов и о том, какие первоочередные меры необходимо применять для повышения позиций в рейтинге. По мнению Виталия Еремеева, составление рейтинга — не самоцель. В первую очередь, его организаторы анализируют, какие инструменты используют регионы-лидеры для достижения высоких результатов. Лучшие практики передаются в другие субъекты.
— Работа по созданию второго национального рейтинга уже ведется. Цель — снижение административных барьеров. В прошлом году Курская область добилась хороших результатов, — прокомментировал Еремеев.
Руководители направлений отчитались о том, что сделано для улучшения самочувствия бизнеса. Заместитель председателя областного комитета строительства и архитектуры Сергей Чернов сообщил, что вносимые в сферу градостроительной деятельности изменения направлены на сокращение сроков проведения разрешительных процедур. Уже удалось уменьшить их количество до семи. В дальнейших планах — снижение сроков согласований до 90 дней. На заседании обсудили и изменения в сфере подключения к электросетям. В последние годы приложено много усилий для того, чтобы сделать Курскую область привлекательной для бизнеса, разработана законодательная база, работает агентство по привлечению капиталов, в завершающей стадии находится один из ключевых проектов — внедрение инвестиционного стандарта. Участники штаба отметили, что в этом году внимание будет сконцентрировано на проблемах лицензирования образовательных учреждений и внедрения рейтинговой системы мониторинга.

Виталий Тарков

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: