Игорь Скляр: «Есть роли, которые я люблю, но зритель о них не слышал»



Игорь Скляр: «Есть роли, которые я люблю, но зритель о них не слышал»

Это интервью с Игорем Скляром состоялось вопреки всему – расстояниям, погоде, здравому смыслу. Ну посудите сами: ехать за сотни километров из Курска в Питер, имея в запасе несколько коротких телефонных разговоров и одну призрачную договоренность о встрече…Впрочем, была еще бесценная информация о том, что мой собеседник, как и я – Стрелец, и разница в днях рождения у нас составляет всего один день. А это уже давало надежду на взаимопонимание и интересный разговор. И вот еще один телефонный звонок с Невского – и я еду в Павловск, город, в котором теперь живет уроженец Курска, народный артист России Игорь Скляр, который, кстати, 18 декабря отметил свой день рождения.

Павловск встретил меня заснеженными улицами, притихшими домами, и собачьим лаем – у Игоря Борисовича живут три симпатичнейших таксы, точнее, такса, которые кубарем скатились с крыльца мне навстречу и радостно облаяли. С их хозяином мы проговорили больше часа, устроившись на диванчике возле камина, где уютно потрескивали дрова…

Игорь Борисович, заканчивается Год кино – каким он был для вас?

Обильным! Целых восемь картин закончил…

В ноябре по телефону вы говорили, что находитесь на съемках и сидите в окопах… Что это был за фильм?

«Невский пятачок», полноэкранная картина, с интересными спецэффектами и жуткой войной… Если вы знаете историю, Невский пятачок – это небольшой плацдарм, где ежедневно погибали сотни советских солдат, пытавшихся прорвать блокаду Ленинграда. В фильме есть и прошлое, и настоящее сюжет пересказывать не буду, это бессмысленно и неблагодарно. Лучше один раз увидеть…. Я играл прадедушку главного героя, который погибает на Невском пятачке, а он, главный герой, это все видит. Попадает туда почти как бесплотный дух, потому что все это время находится в коме, как потом оказывается. И совершает вот такое путешествие сквозь время… Съемки проходили в суровых условиях, в настоящих окопах, главный герой в ноябре в ледяной воде плавал. Такова актерская работа – приходится плавать в холодной воде, переодеваться и гримироваться по несколько раз на день, ночевать в самолетах и гостиницах, стрелять, взрываться, дышать вредными дымами… Или с тобой здороваются незнакомые люди и говорят: «Ой, здравствуйте, «старый рояль», простите, не помним, как зовут!»… Отвечаешь: «Здравствуйте, спасибо, очень приятно!» Словом, за что боролся, на то и напоролся – никто ведь не заставлял.

Еще одна моя роль – в картине «Научи меня жить», ее премьера недавно состоялась на Первом канале. Очень хорошая картина, правда, полностью мне так и не удалось ее посмотреть – спектакли, гастроли… Но закручено лихо! На мой взгляд, очень интересно снято – там даже в эпизодических ролях снимаются очень хорошие актеры. И история интересная. Хотя у меня роль там не самая главная.

А вы знали, чем эта история закончится?

Конечно – я же всегда читаю сценарий до конца. Либо, если после первой страницы идет лабуда, дальше не читаю вообще – говорю спокойно, что не буду в этом участвовать…

Но даже если сценарий неплох, в процессе съемок нечасто встречается то, что называется рабочая, творческая, атмосфера. Она зависит от профессионализма. Беда нашего времени – воинствующий дилетантизм. Еще несколько лет назад его представителей были единицы. Тогда говорили – ну, ничего, человек учится, пусть набирается опыта. Беда в том, что они не учатся, а быстро понимают, что сойдет и так, поэтому воинствующих дилетантов стало появляться все больше и больше. Возникают ситуации, когда понимаешь, что вокруг тебя один-два человека что-то смыслят в своем деле, а остальные, так, подработать, что ли, пришли…

Сталкиваетесь с таким?

Бывает… Сериалы эти бесконечные, поточные, сделанные по принципу «как у них». Это в корне неправильно – не надо делать «как у них», надо делать «как у нас». Это свойство незрелых умов и характеров – думать, что хорошо там, где нас нет. И, на мой взгляд, самые успешные киноработы последних лет  из того, что я видел – это как раз те, где не пытались сделать «как у них.

Часто приходится отказываться от ролей?

Сейчас – меньше. Видимо, писать стали лучше… А лет десять назад были просто чудовищные сценарии, их писали, наверно, какие-то бригады. Читаешь одну серию – здесь твой персонаж один, потом две серии он уже совершенно другой, и концов не найти. У меня вот здесь, у камина, лежала груда подобных бумажных сценариев (сейчас-то по электронной почте присылают), так я их за последние лет семь потихоньку сжег. Хотя жалко было – бумага очень хорошая. Я, как человек, выросший в дефицитное время, каждый раз ловил себя на мысли, что на чистой стороне хочется что-нибудь написать или нарисовать.

В каких картинах еще снимались в этом году кроме тех, что уже назвали?

Сейчас вышел на экраны «Молот». История про бойца, драма – и личная, и спортивная. Фильмы «Про Веру», «Тренер», «Екатерина» – вторая часть, и так далее… Фильм «Отличницы» – тоже, на мой взгляд, должен получиться интересным. История была снята почти как документальная – это конец 50-х годов, я там играю отца семейства. Но дело даже не в роли, а в том, как это снято. В фильме практически отсутствует монтаж. Все снималось одним кадром – приходилось много репетировать, много спорить, уточнять, чтобы все знали текст и свою траекторию. Потому что сцены были и на двух человек, и на шесть, и на восемнадцать. Сорганизовать такое количество актеров в кадре, чтобы каждый вовремя прошел, вовремя сказал, да еще и хорошо сыграл при этом…

Хочу спросить про издержки популярности и фразу «смотрите – старый рояль» пошел»… Вас это раздражает, обижает или привыкли?

Я прошел разные стадии. Сначала меня это очень радовало, потом вдохновляло, потом начинало надоедать, потом – раздражать. Потом я чуть ли не с кулаками бросался на людей, которые слишком явно или беспардонно проявляли свои чувства, неважно, любовь или ненависть. Просто такое ощущение создавалось, что моя жизнь вообще все время напоказ, а я этого терпеть не могу! Я не люблю и так называемых «артистов», которые выходят из кадра и дальше живут, как будто находятся перед зеркалом или перед камерой. Для меня это не актеры. Я ни разу не видел Олега Янковского в каких-то рекламах или шоу, в жюри или медиа-пространстве – он занимался своим делом и мне это гораздо больше подходит по моей натуре… А к разным кличкам и профессиональным прозвищам я довольно быстро стал относиться как к части работы. Хотя даже работой это не могу назвать, язык не поворачивается – это мой образ жизни. А жизнь, она одна, и вместо того, чтобы ее ругать, ее надо воплощать – ежедневно.

Получается?

Не знаю, это всегда со стороны виднее – нельзя быть одновременно на сцене актером и режиссером – грозит раздвоением личности. Одна личность пошла налево, другая вернулась домой. Это опасно.

А не было никогда желания попробовать себя в роли режиссера?

Настоящая актерская работа всегда предусматривает сотрудничество с режиссером, поскольку хороший фильм, хороший спектакль это всегда совместная работа, и если ты не вложился туда персонально, будет неинтересно, мертво. Мне с режиссерами, как правило, везет, про партнеров я вообще не говорю – судьба сводила и сводит с удивительными людьми. Неважно, старше они тебя, ровесники или даже совсем молодые – учиться можно и нужно у всех. Даже у собак. Когда репетировал спектакль «Похороните меня за плинтусом», одна журналистка меня спрашивала, как это я играю ребенка, ведь мне же не девять лет. Я ей говорю: «Знаете, у меня как раз перед этим появился младший пес я на него смотрел, как он ориентируется в обществе. Перед ним много начальников, вроде как никто не бьет, не ругает, есть сержант старшая собака, есть женщина, которая его кормит, есть сын, который больше друг, а есть хозяин, который генерал и полубог… И вот он, трехмесячный щенок, пытается ориентироваться в этой сложной ситуации».

И тут журналистка, которой я минут тридцать все это рассказывал, спрашивает: «Так вы, что, собаку играли?» Отчасти и собаку, потому что маленький человек и маленькое животное иногда очень похожи.

Игорь Борисович, у вас еще и театральная жизнь очень бурная…

Уже не такая бурная – меньше стало гастролей, в основном, играю в Москве. В двух спектаклях: «Суп из канарейки» с Таней Васильевой и «С наступающим», с Сергеем Гармашом в «Современнике». Я уже говорил, что с партнерами по сцене мне везет. Но не всегда бывает так интересно, иногда отказываюсь от некоторых работ. Когда звонят с предложениями, я прежде всего интересуюсь, кто еще будет играть, после этого принимаю решение. Кстати, постановки, в которых приглашают участвовать, иногда почему-то называют «проектами» я, если честно, терпеть не могу это слово. У меня папа был инженер, замечательный строитель – вот у него были проекты. Это что-то такое, строительно-конструктивное, деловое. А то, чем я занимаюсь, называется «играть в кино или в театре», а не «заниматься проектами».

Репетируете что-то новое?

Думаю, ищу, размышляю над предложениями. Но говорить на будущее пока не буду.  Вообще про планы не очень люблю рассуждать. Я еще в позднем детстве (или в ранней юности?) понял, что все мои долгосрочные планы, как правило, бессмысленны. У вас тоже? Потому что мы Стрельцы, планирование нам не свойственно, надо ориентироваться по ситуации.

С каким театром сейчас сотрудничаете?

В основном, с театральными агентствами. Потому что в театрах есть штатные актеры, но случается, что они приглашают актеров «со стороны». Меня вот в московский «Современник» пригласили, я там единственный питерский актер.

Скажите, а что для вас является отдушиной в жизни?

Место, где мы с вами находимся. Вот моя отдушина. Еще конь на конюшне. Собаки. Это абсолютно бескорыстные существа – как кто-то сказал, единственная дружба, которую можно купить за деньги, это собака. Покупаешь маленького щенка, а потом он становится твоим другом до конца его или твоей жизни.

Я когда-то хотел, чтобы у меня была такса и большой пес. Здесь недалеко есть дом, где как раз жила такая парочка, такса и немецкая овчарка. Овчарка была потрясающая – очень веселая. Когда шла гулять в парк, играла там огромными камнями, иногда бревно брала – шириной во всю дорогу, и несла гордо, машинам не проехать было. Мелкая черная такса всегда смотрела на эту овчарку, которая тащила бревно, с таким выражением морды Мол, какой же ты большой, но какой глупый. И наблюдать это было уморительно – каждый раз, когда они проходили мимо, это был настоящий театр!

Вообще кинологи считают таксу самой умной собакой – они норные, а из норных считаются наиболее интеллектуальными. И при этом, единственная порода, обладающая чувством юмора. Они понимают, что смешно, и при этом еще подыгрывают. У меня все три таксы – мужского пола, девочек нет. Когда появился первый, оказалось, что одна собака (а работа у нас такая, что часто бываем в разъездах) – это беда для дома. Каверзы такие, что даже придумать невозможно… Втроем им все-таки веселее. А если уж напакостят, уныло разбредаются в разные стороны и понять, кто это сделал, уже невозможно… Поэтому ответственность у них коллективная – они все получают за это. Уходя из дома, я всегда говорю старшему псу: «На тебе дом, друг! Ты за все отвечаешь…» А когда прихожу, чаще всего, все оказывается в порядке. Вообще, старший, Тиль, удивительный пес – с ним столько всяких историй связано. Это не просто друг, это уже член семьи, это младший брат. И вообще ученые считают, что, если бы животные имели голосовой аппарат, приспособленный для речи, первыми бы заговорили именно собаки – они больше всего внедрены в нашу человеческую жизнь. И действительно, понимание развито так, что даже говорить не надо – на уровне взгляда.

А есть у вас любимая роль «всех времен и народов»?

Ну… Спросите меня, кто у меня любимый пес из этих троих. Если бы у меня еще было пятеро детей, как ответить на вопрос, кого ты больше любишь? Есть роли, которые я люблю, но зритель о них вообще не слышал. Какой смысл об этом говорить… Все побегут смотреть, что это за фильм и что это за роль? Вряд ли, уверяю вас. Скажут: «Знаем «Мы из джаза», «Берегите женщин», «Дети понедельника». Это ваша лучшая роль «Дети понедельника!» Вам тоже так кажется?» Нет, мне так не кажется, я думаю совсем по-другому, но не буду никого разочаровывать.

Как вы относитесь к тому, что публичные люди, в том числе актеры, прилагают порой немыслимые усилия, чтобы как можно дольше оставаться молодыми и востребованными?

Я? Никак к этому не отношусь. В смысле, не прилагаю немыслимых усилий. Разве что бреюсь. И все, чем пользуюсь, это лосьон после бритья. Иногда говорят, что неплохо выгляжу… Поверьте, ничего для этого не делаю, кроме своего шебутного образа жизни. Абсолютно беспорядочного, абсолютно неподверженного никаким укладам – ну вот лекарства пью, которые положено после всяких сердечных приключений. Я имею в виду инфаркт и операции на сердце. Курю, да. Редко могу выпить. Зато рублю дрова, чтобы посидеть у горящего камина, гуляю с собаками, скачу на коне, мотаюсь на съемки и со спектаклями по городам и весям. Знаете, пролететь на трех самолетах, потом выйти на сцену и сыграть спектакль – это убивает калории лучше любого тренажерного зала.

А Курск в вашем гастрольном графике значится?

Это не меня надо спрашивать. Актеры не продюсеры. Я так понимаю, мы бываем там, где нас хотят видеть. Недавно с московским «Современником» был на гастролях в Кемерово – нас пригласили, чтобы местные жители увидели наш спектакль. Так же и с остальными городами происходит. Если не зовут в Курск, значит, не очень хотят…

В Курск я приезжаю, чтобы навестить своих родных – брата с женой и племянницей. В Курске у меня друг школьный живет до сих пор, иногда ко мне приезжает, а когда я к нему, то обязательно вместе в Коренную пустынь едем. С удовольствием общаюсь с Володей Винокуром. Мы с ним когда-то были соседями – оба жили в Курске на улице Горького, просто в силу возраста тогда не общались. Винокур старше меня на девять лет – когда он учился во втором классе, я только родился У нас родители вместе работали – строили город Курск…

Игорь Борисович, недавно вы отметили свой день рождения. Чего бы вы сами себе хотели пожелать в этот день?

Я бы хотел, чтобы жизнь продолжалась – так же и, по возможности, подольше. Все остальное, если ты живой, а еще хотя бы и немножко здоровый, непременно будет!

Татьяна Ласточкина

(Санкт- Петербург – Павловск – Курск)