Инженер с душой фотографа



Инженер с душой фотографа

Среди уроженцев курской земли почетное место занимает знаменитый изобретатель Владимир ШУХОВ, 165­летие которого отмечается в этом году. Он стал первопроходцем в области проектирования и строительства нефтепроводов, а также использования сетчатых конструкций при возведении башен.

Из рода воинов

За храбрость, проявленную в Полтавском сражении, предок Владимира Шухова по отцовской линии получил титул от Петра I. Но это было личное дворянство, а до потомственного дослужился только дед будущего инженера, получив его вместе с обер­офицерским званием. Его сын, Григорий Петрович, также имел боевые заслуги: за участие в Крымской войне был награжден бронзовой медалью на Владимирской ленте.

Мать знаменитого изобретателя Вера Капитоновна, урожденная Пожидаева, происходила из более знатной дворянской семьи, имение которой находилось в Щигровском уезде Курской губернии.

Григорий Шухов и Вера Пожидаева обвенчались в 1851 году, а через два года, в связи с назначением на должность городничего, они приехали в маленький уездный городок Грайворон, до 1838 года считавшийся слободой (ныне Белгородская область). Здесь 16 (28) августа 1853 года и родился будущий светоч русской инженерии Владимир Григорьевич Шухов.

Однако уже в конце того же года следует переезд в Курск, а в 1856 году молодые супруги перебираются в Петербург, оставив в Пожидаевке на попечение бабушки двоих детей. Именно бабушка и научила четырехлетнего Володю читать. С детства будущий инженер проявлял тягу к конструированию, устраивал возле дома фонтан, строил на ручье маленькую действующую водяную мельницу.

Нефтеперерабатывающий завод в Баку в 30-е годы XX века

Мазутная форсунка

В 1863 году Владимир Шухов покинул Пожидаевку и приехал в Петербург к родителям. Тут он поступил в 5­ю Санкт­Петербургскую гимназию, где в то время преподавал выдающийся ученый и педагог Константин КРАЕВИЧ. Уже здесь проявились его способности к точным наукам, особенно к математике.

По окончании гимназии в 1871 году Владимир Шухов по совету отца поступил на инженерно­механическое отделение Императорского Московского технического училища. Это было передовое учебное заведение, где большое внимание уделялось математической подготовке, при этом студенты знакомились с практическим производством – обучались в различных мастерских.

Кроме того, студенты ИМТУ имели возможность общаться с основателем петербургской математической школы академиком Пафнутием Чебышевым. Среди друзей и однокашников Владимира Шухова был и будущий профессор Петр ХУДЯКОВ ­ вундеркинд, поступивший на подготовительные курсы, когда ему еще не было одиннадцати лет.

В последний год обучения студент Шухов зарегистрировал свое первое изобретение – паровую форсунку (прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя упругость водяных паров). Такая форсунка не только стала впоследствии одной из «изюминок» паровых котлов «Конторы инженера Бари», но и спустя много лет украсила обложку книги Дмитрия Менделеева «Основы фабрично­заводской промышленности». Талантливый студент был замечен преподавателями и после окончания в 1876 году с отличием училища в составе научной делегации направлен на Всемирную выставку в США – для ознакомления с достижениями современной промышленности. Именно здесь он познакомился с американским инженером русского происхождения Александром Бари, который в дальнейшем станет его постоянным компаньоном.

Шуховская башня в Москве

Цилиндрический резервуар

Вернувшись из командировки, Владимир Шухов поступил на службу в управление Варшавско­Венской железной дороги на должность начальника чертежного бюро, где спроектировал паровозные депо. В это же время он стал вольнослушателем Военно­медицинской академии. Как потом говорил сам Владимир Григорьевич, два года изучения медицины дали ему бесценный опыт знакомства с самой совершенной «конструкцией», которую создала природа, – человеческим организмом.

Летом 1877 года Александр Бари с семьей вернулся в Россию и начал сотрудничество с известным инженером­предпринимателем Людвигом Нобелем. Вспомнив о Владимире Шухове, он пригласил его в Баку, где тогда начиналось бурное развитие нефтяного дела. Здесь, по заказу братьев Нобель, он и Бари строят первый в Российской империи нефтепровод.

Строительство 10­километровой ветки было закончено в декабре 1878 года. Здесь же Владимир Григорьевич разработал и построил первые в мире цилиндрические резервуары­нефтехранилища. До этого нефть чаще всего держали в прудах: земляных или каменных хранилищах под открытым небом, в Соединенных Штатах начали применять металлические прямоугольные резервуары. Они собирались из цельных листов и считались простыми в строительстве. Цилиндрические емкости Владимира Шухова возводились из клепаных листов непосредственно на грунте с песчаной подсыпкой. Хорошо рассчитанная конструкция позволила использовать более тонкий металл, а в верхней части, где давление на стенки меньше, их толщина снижалась еще в два раза.

На броненосце Князь Потемкин был установлен котел, разработанный Владимиром Шуховым

В 1880 году Бари создал свою фирму, куда пригласил партнера на должность главного конструктора и главного инженера. Уже через полгода Владимир Григорьевич изобрел форсунку, с помощью которой впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание мазута.

Среди изобретений Шухова, помимо нефтяного дела, прежде всего следует отметить водотрубный паровой котел, который был установлен на броненосцах российского флота «Князь Потемкин­Таврический», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст»; конструкции морских мин и платформ тяжелых артиллерийских систем; типовые хранилища природного газа — газгольдеры; гиперболоидные конструкции и сетчатые оболочки в архитектуре.

Творческие увлечения

В 1928 году Владимир Шухов был избран членом­корреспондентом Академии наук СССР, а в 1929­м – ее почетным членом. В том же году ученый был удостоен Ленинской премии. Его последним крупным достижением в области строительной техники стала работа по восстановлению после землетрясения древнего медресе Улугбека в Самарканде в 1932 году. Совместно с архитектором Михаилом Мауэром было проведено выпрямление «падающего» восточного минарета.

В возрасте 79 лет Владимир Григорьевич стал свидетелем воплощения собственного проекта по полной переработке нефти. В его присутствии в Баку в 1932 году был сдан в эксплуатацию завод «Советский крекинг». Скончался выдающийся инженер­изобретатель в возрасте 85 лет от последствий несчастного случая. Из­за опрокинутой на себя свечи он получил тяжелые ожоги более 80% тела. Врачи боролись за его жизнь пять дней, но на шестой ­ 2 февраля 1939 года ­ сердце Владимира Шухова остановилось.

При том, что его отличала потрясающая работоспособность и увлеченность своими инженерными проектами, он достаточно серьезно занимался велоспортом, был даже победителем городских соревнований. Однако самым главным его хобби была фотография. Сохранился сделанный им снимок дочери, катающейся на качелях, который отличается не только очень высоким для своего времени техническим, но и художественным уровнем. В одной из своих записных книжек он даже оставил запись: «Я по профессии инженер, а в душе фотограф».

Подготовил Олег Качмарский