Искусством Богу послужить



Искусством Богу послужить

«Когда благодать касается сердца творческого человека, она обновляет и преображает его силы. Он уже не к горделивому самовыражению стремится, а старается своим искусством служить богу. И во славу божию сочиняет музыку, пишет картины, книги, ставит спектакли. Только прежде надо найти Бога. Обрести веру. Начать по ней жить.

Эти слова в своей книге «Орел пролетающий» написал Владимир Русин -­ священник, настоятель двух храмов в Горшеченском районе, председатель историко­-архивной комиссии Курской епархии по изучению материалов о репрессированных священно-­ и церковнослужителях, а также автор множества других книг в прозе и сборников стихов. Не так давно мы встретились с отцом Владимиром на одном из занятий «Школы православия», где и побеседовали о его новых произведениях.

Пути Господни

Впервые с ним мы познакомились три года назад, когда писали о нем, как о настоятеле Покровского храма села Кунье Горшеченского района. Священник с необычайной любовью рассказывал о старинной церкви, в которой служил, и, конечно же, о приходе.

На прощанье он подарил несколько книг и фильм о Кунье, которые стали для меня настоящим открытием и еще более уверили в том, что пути Господни неисповедимы. Ведь до принятия священнического сана отец Владимир был не только моим коллегой ­- журналистом, но еще и профессиональным режиссером, так как закончил Орловский институт культуры.

Как рассказывает он сам, приехал в село Кунье -­ писать очерк о сельском священнике. Пообщался с прежним настоятелем Покровского храма -­ отцом Романом (Братчиком), и жизнь его изменилась настолько, что он сам впоследствии стал священником, да еще и настоятелем данного храма! Улыбаясь, он рассказывал о том, что на его рукоположение приехал весь приход Покровской церкви, а приходские бабушки еще долго к нему ласково обращались: «отец Володя».

Порывы души

Все книги отца Владимира написаны на весьма серьезные темы (например, об истории храмов и монастырей Горшеченского района, а также новомучениках, служивших в тридцатые годы минувшего столетия на Курской кафедре -­ владыках Онуфрии (Гагалюке) и Дамиане (Воскресенском), подвергшихся жестоким репрессиям и расстрелянным, а впоследствии причисленным православной церковью к лику святых) и входила в серию «Православное краеведение». К слову, чтобы написать их, Владимир Русин не один год собирал материал в архивах, причем в большинстве своем засекреченных ранее.

Другая же половина произведений отца Владимира является шуточной, как, к примеру, юмористические рассказы: «Зачем священнику автомобиль?», «Трое в доме, не считая матушки и батюшки» или совсем новый сборник стихов «для взрослых детей» «Баклуши», а также воспоминания священника о юности (которая, к слову, пришлась на лихие 90-­е) ­- «Орел пролетевший».

Как говорит Владимир Русин, юмористические книги и сборники шуточных стихов -­ это незадушенные «прекрасные порывы души». А еще -­ своеобразное осмысление сложной ситуации, в которую может попасть каждый из нас. Правда, относиться к ней можно по­-разному. С одной стороны ­- воспринимать ее как трагедию, а с другой ­- шутить и смеяться.

Прогресс лени

Что же касается названия сборника, то произошло оно от небезызвестного выражения «бить баклуши», то есть ничего не делать. Тем самым автор пытается объяснить, насколько изменилось понятие слова «лень» с тех пор, как эта поговорка была придумана. Ведь бить баклуши ­- означало делать заготовки для производства деревянных изделий. Уж если это лень, то как бы наши предки расценили бесконечное просиживание в социальных сетях или многочасовой просмотр телевизора?! Тут­-то автор и приходит к выводу, что произошел не только технический прогресс, но и прогресс лени.

Всегда интересно, как создаются стихотворные произведения. Как говорит отец Владимир, «Баклуши» написаны им в основном в машине ­- во время простоя в пробках.

Чай с Лениным

Искрометный юмор покоряет и в «Орле пролетающем», произведении, написанном о непростых девяностых годах, на которые пришлась юность автора.

Играя в одном из студенческих спектаклей, отец Владимир должен был, произнося монолог, медленно чистить и есть изысканные фрукты, купленные на рынке по заоблачной цене. Как он вспоминает, зритель почему-­то уходил со спектакля опечаленный, а студенты с упоением набрасывались на недоеденный актерами «исходящий» реквизит.

А еще Владимир… пил чай с Лениным. Просто в театре был двухкилограммовый барельеф вождя, изготовленный из сахара еще в «сытые» времена для какого­-то спектакля. Когда наступили 90-­е и «сладкий яд» стал продаваться по талонам, статуэтку разбили и съели.

Рассказывая о том, почему он начал писать, Владимир Русин отметил, что книги ­- это одна из форм общения, причем как с читателями, так и с Богом. А еще творчество -­ это способ развить свою душу и ум, ведь они при этом трудятся. Поэтому книги ­- всегда отрыв от бытовой линии жизни, от суеты, которая является настоящей проблемой нашего времени.

Татьяна Смирнова