В Свиридовском центре искусств Курской государственной филармонии состоялась презентация второго издания книги Георгия Свиридова “Музыка как судьба”, вышедшей в московском издательстве Молодая гвардия. Нестандартными и острыми суждениями произведя переполох в среде российской интеллигенции, она стала библиографической редкостью. И вот долгожданное переиздание, подготовленное по инициативе племянника композитора Александра Белоненко.
На презентации своими впечатлениями поделились близко знавшие Георгия Васильевича деятели российской культуры.
Относиться к высказываниям Свиридова гражданина, философа, композитора можно по-разному, сказал народный артист России, дирижер Владимир Минин. Но воспринимать их нужно в контексте как эпохи, так и личности композитора. Из истории музыки можно вспомнить непримиримое противостояние двух музыкальных лагерей Верди и Вагнера. Говорят, что о вкусах не спорят. Еще как спорят! Когда Михаил Глинка создал оперу Иван Сусанин, некоторые музыкальные и околомузыкальные круги называли это кучерской музыкой. Любое значимое явление в искусстве имеет своих сторонников и противников. Музыка Свиридова вырастает из глубин народной жизни, она не придумана композитором это озвученная жизнь. В свете такой музыки все надуманное и неестественное предстает сплошной бутафорией. Вот этим и объясняется неоднозначная реакция на книгу.
По мнению писателя-музыковеда Алексея Вульфова, размышления великого курянина стоят в одном ряду с трудами таких мыслителей ХХ века, как Николай Бердяев и Иван Ильин, на высочайшем уровне осмыслившими духовную миссию России. С той разницей, что писали они в первой половине столетия, приходящиеся же на конец века дневники Георгия Свиридова уникальны для своей эпохи. Это книга, в которой при огромном множестве деталей бытовых, жизненных, религиозных нет мелочей, и является она важнейшим духовным слепком, исповедью о российской судьбе ХХ века.
Очень сложно говорить о Свиридове в прошлом времени, поскольку он человек будущей России, подытожила выступление коллег профессор Московской государственной консерватории Елена Савельева. И нам нужно делать все возможное для того, чтобы время Свиридова наступило как можно скорее.
Олег Качмарский