">

Как справиться с паникой после тревожных новостей: советы психологов


В связи с трагедией в Казани корреспонденты РИА "Курск" спросили психологов, как не поддаться панике и нужно ли говорить о подобных трагедиях с детьми.


Всю страну потрясла трагедия в Татарстане. В результате стрельбы в школе в Казани погибли 9 человек. Большинство из них дети. 21 человек пострадал - 18 детей и трое взрослых. Сейчас они находятся в больницах. Подозреваемый в нападении на школу был задержан. 

 Новые сообщения о трагедии в Казани появляются буквально каждый час. При этом, не все, кто читает такие новости, может легко справиться с паникой и тревожностью. Корреспонденты РИА "Курск" спросили психологов, как не поддаться панике и нужно ли говорить о подобных трагедиях с детьми. 

Елена Масолова, психолог центра «Доверие», гештальт-терапевт, автор и ведущая обучающих терапевтических программ

Такие события, несомненно, могут выбить из колеи. Возникает страх в том числе и потому, что подобные трагедии всегда происходят неожиданно, их  невозможно предвидеть. Если говорить о том, как реагировать, как справиться с эмоциями и большим информационным потоком, то тут можно  выделить несколько нюансов.  Первый из них – это сама проблема обсуждения темы смерти. Не секрет, что в нашем обществе она табуирована. И когда происходят такие ситуации, людей это, во-первых, это очень сильно пугает, а во-вторых, они нередко не знают, как  говорить об этом со детьми, с чего начать.  Вместо того, чтобы как-то гипертрофированно реагировать, лучше всего объяснить ребенку само понятие смерти. Что как бы не было печально, это увы, естественный биологический процесс. Но самое главное – чтобы жизнь не заканчивалась так. И тут второй важный нюанс – нужно говорить о том, как важна ценность жизни, что никто не имеет права посягать на нее, о том, как само по себе ужасно убийство, попирающее все моральные ценности. Если на почве случившегося, у людей возникает страх, очень важно проговорить его, обсудить то, что беспокоит. Паника уходит именно тогда, когда человек начинает проговаривать свой страх. Но проговорить – не значит углубляться в трагедию. Не нужно постоянно перечитывать все новости, выяснять все подробности. Это как раз и способствует панике. Лучше себя поберечь. Важный момент – не впадать в крайность.  Равнодушие - тоже не выход. Сочувствовать и сопереживать тоже важно.  Но именно сочувствовать, а не погружаться. Если же ситуация совсем сложная, например, родитель, не готов отпустить ребенка в школу или сам школьник боится выйти из дома, то в этом случае необходимо обратиться к специалисту.

 Екатерина Волкова, психолог, генеральный директор «Психологического центра Черноземья»

Прежде всего, надо понимать, что повышение уровня ситуативной тревожности, как реакция на прочтение информации подобного плана, вполне логично и ожидаемо. При общении с ребенком важно сделать акцент на имеющимся уровне безопасности, обеспечиваемом руководством школы, где учится ребёнок  - турникеты, металлоискатели, охрана. Нужно объяснить ребенку и модель поведения в чрезвычайной ситуации, связанной с присутствием агрессивно настроенного вооруженного человека.

Также для снижения уровня тревожности родителей со стороны руководителей образовательных учреждений полезно проведение родительских собраний с участием представителей МЧС и УВД. 

 Анна Бушуева, детский и подростковый практический психолог

 Подобные трагедии практически никого не оставляют равнодушным и неудивительно, что в информационной среде начинается паника, люди активно выражают эмоции и делятся опасениями. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо сделать акцент, на  эмоциональное состояние взрослого человека.  Самое нежелательное – впасть в негативные эмоции. Не отработав их, взрослые могут выплеснуть их на детей. В самых крайних случаях это может  стать причиной повышенной тревожности, вплоть до того, что родители будут бояться отпускать ребенка в школу. В таком состоянии я бы не рекомендовала взрослым начинать разговор с детьми о случившемся.   Да, у детей тоже бывает стресс, но он не в такой пиковой форме, как у взрослого. Пребывая в негативном эмоциональном состоянии, тревожась и паникуя, мы уже не можем быть тем самым гарантом безопасности для ребенка. В первую очередь нужно отработать свои эмоции. Кому-то  для этого важно поговорить о ситуации с близким человеком, кому-то  дать волю эмоциям. Начинать разговор с ребенком нужно тогда, когда у него самого возникает такой запрос. Специально нагнетать ситуацию не нужно. При этом, ребенку важно дать возможность выговориться, поделиться страхами и опасениями, если они есть. Очень сильно погружаться в ситуацию не нужно. С ребенком можно поговорить о ценности жизни, вместе изучить  правила безопасного поведения в экстренной ситуации, рекомендации от специалистов из правоохранительных органов, изучить практические советы.