Катарсис от московских гостей



Катарсис от московских гостей

Минувшая неделя в культурной жизни областного центра ознаменовалась гастролями Московского художественного театра имени А. П. Чехова. Столичные гости привезли два спектакля ­- Пролетный гусь режиссера Марины Брусникиной, созданный по двум рассказам Виктора Астафьева, а также постановку уроженца Курска Сергея Пускепалиса Прошлым летом в Чулимске по пьесе Александра Вампилова.

Радовало также и то, что, помимо показа спектаклей, известный театр провел для журналистов и поклонников данного вида искусства семинар театральной критики под руководством Марины Райкиной (театроведа, критика, основательницы конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, ведущей программы «Роли исполняют» и передачи «С чистого листа» и мастерскую театрального маркетинга Романа Козлова ­- для сотрудников и руководства театра имени А.С. Пушкина.

Марина Александровна поделилась с представителями курских средств массовой информации секретами создания грамотных рецензий на спектакли, а Роман провел настоящий мастер­-класс, как сделать театр еще более интересным и привлекательным для зрителя.

И это далеко не все. Два артиста МХТ имени Чехова, больше известные широкой публике как киноактеры, а также участники различных телевизионных проектов ­- Олег Мазуров (сыгравший Филиппа Шумилова в сериале «Доктор Тырса» и многих других кинолентах) и Станислав Дужников (более знакомый всем, как Леня из «Ворониных») провели творческие встречи со зрителями и журналистами.

К слову, курскую публику весьма порадовало и то, что Олег Мазуров в свое время закончил режиссерско­-актерское отделение Курского колледжа культуры и неоднократно был участником конкурса СТЭМов «Курская аномалия».

Что же касается спектаклей, то куряне чувствовали некоторое опасение по поводу того, что труппа, наполовину состоящая из медийных личностей, может их разочаровать, так как кино и театр ­- все же разные виды искусства. Но стоило открыться занавесу и прозвучать первым диалогам, как стало ясно: волнение было напрасным, так как в наш город приехали действительно профессионалы.

Так, например, постановка «Пролетный гусь» для многих стала настоящим творческим открытием. Спектакль построен на двух рассказах Виктора Астафьева «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».

Режиссер­-постановщик выбрал необычный способ подачи астафьевского текста: актеры произносили не только диалоги героев, но и слова автора, при этом они еще и действовали, как говорится, в предлагаемых обстоятельствах. И все это ­- при минимуме декораций, простых костюмах и отсутствии музыки. Впрочем, музыкальное сопровождение было, но только не в записи, привычной зрителю, а в песнях, которые мастерски исполнялись всеми актерами во время спектакля. Они настраивали на определенный лад и были словно отдельным героем постановки.

И на фоне всего этого история двух молодых людей — Данилы и Марины, которые сначала волей судьбы оказались круглыми сиротами и росли в детдомах, а потом были отправлены на фронт в Великую Отечественную войну. Они не знали другой жизни, кроме той, в которой за них кто­-то что-­то решал — сначала воспитатели в детдоме, потом — командиры на фронте. И даже Победа у них в первую очередь вызвала чувство растерянности, а потом уже радости. Потому что некуда им было идти, да и не к кому.

История о том, как сначала судьба их сводит, объединяет в семью, в которой рождается сын, а потом разлучает навсегда, потому что сначала у Марины умирает ребенок, а потом и муж, кажется на первый взгляд тяжелой, а иногда невыносимой для нашего благополучного времени.

Но, судя по тому, как публика буквально на одном дыхании восприняла происходящее на сцене, стало ясно, что курскому зрителю такая постановка нужна, так как он способен правильно ее понять и, как говорили древние греки, даже прийти к катарсису, то есть очищению души с помощью сопереживания главным героям.

В свою очередь, столичные актеры при каждом случае благодарили курян, замечая, насколько чуткими, грамотными и благодарными зрителями они являются.

Татьяна Смирнова