РИА Курск

Загружаем...

Хроники курского трамвая: часть 3


Возвращение трамвая, сбитая корова и застреленная вагоновожатая


Хроники курского трамвая: часть 3

В Курске решается судьба трамвайного маршрута №3, да и шире – всего трамвайного сообщения. Курская трамвайная сеть одна из старейших на территории бывшего СССР. Это приятный для региона факт. Но мало кто знает, что открывать движение трамвая в Курске пришлось трижды! Его не смогли уничтожить ни революция, ни войны.

В трамваях работали актрисы и были буфеты. Наш корреспондент вспомнил самые яркие моменты из истории самого экологически чистого общественного транспорта. О появлении трамвая вы можете прочитать здесь, о первом крахе здесь. А на этот раз выясним, зачем вагоновожатым нужны были горячие кирпичи и как звали первых женщин-водителей.

Последние деньги на Ленина!

Желание восстановить курский трамвай и электросеть у новой власти появилось сразу, а вот деньги на это — только в 1923 году. Начать пришлось с электростанции, и лишь в июле 1924 года приступили к ремонту путей и подвижного состава. Работу на себя взяло управление Московско-Киево-Воронежской железной дороги, причём срок им был обозначен в 2 месяца — до 1 сентября.

Денег катастрофически не хватало. Изначально Губисполком обещал выделить 150 000 рублей, однако, когда была готова смета в 82 500 рублей, оказалось, что государство даст только 65 000 рублей… В итоге экономили как могли. Например, на всё оборудование конторы электростанции потратили 16,5 рублей, часть из которых ушла на покупку портрета Ленина!

Директор пролетарий

Хоть и с опозданием, но задача была выполнена — 1 октября 1924 года по городу вновь проехал старый бельгийский трамвай, покрашенный яркой красной краской! Вёл его первый директор советского «Курского трамвая», 27-летний Иван Разиньков.

Когда началось движение, я выехал на линию с пробным вагоном. За активное выполнение работ всем их участникам были выданы именные серебряные значки и постоянные проездные билеты по трамваю, вспоминал Иван Иванович.

В честь радостного события газета «Курская правда» выпустила специальный номер. Говорилось в нём и о новом директоре Разинькове:

«Говорят, у него исключительный запас воли и энергии. Это – сущая правда. Ведь он – пролетарий. С 10 лет пошёл на работу. До революции был токарем, потом механиком на курском трамвае. Проработал немало – 17 лет».

Кстати, Разиньков наравне с Домбровским (о нем мы писали во второй части публикации) «отбивал» у бельгийцев трамвайное оборудование – именно он, по воспоминаниям рабочих, пригрозил «сообщить куда следует» о попытке вывезти вагоны, после чего иностранцы и сбежали из города.

Мечты и жизнь

Трамвайная сеть 1924 года мало чем отличалась от своей предшественницы. Только чуть сократилось количество остановок, да их названия изменились. Улица Херсонская превратилась в улицу Троцкого, а Московская — в улицу Ленина. Общее состояние сети оставляло желать лучшего, однако в Горисполкоме уже строили грандиозные планы: предстояло строительство новых трамвайных путей. Первоочерёдной задачей стало соединение линии с Ямским вокзалом.

Воплотить план в жизнь было непросто. Во-первых, всё ещё не хватало электроэнергии. Новая подстанция не особо помогла. Правда, в трамваях наконец появилось электрическое освещение. Большие надежды делались на планируемое строительство Марицкой электростанции. Вот только дальше проекта, сбора денег и споров дело не пошло. В итоге в 1934 году на берегу Тускари возвели Центральную электростанцию — год строительства и сейчас можно увидеть на её трубе.

Второй проблемой являлся спуск к реке по дороге к Ямскому вокзалу: на тот момент угол наклона составлял 106%. Его постарались уменьшить строительством моста. Параллельно пришлось строить и новое депо. Определяя место под него выбирали между Барнышевской площадью (ныне площадь Добролюбова), Верхней Луговой улицей и участком у Московских ворот. «Победил» последний – Северное депо открылось в 1930 году.

Наконец, проблем добавляли сами трамваи: к 30-м годам бельгийские «старички» требовали постоянного ремонта, что больно било по шаткому бюджету «Курского трамвая». Но после открытия нового депо в Курск прибыло 6 трамваев Мытищинского завода.

Женщины идут

Мария Яковлева

Русские трамваи были ни чета бельгийским: цельнометаллические, с закрытыми площадками, они вмещали до 90 пассажиров, а не 48, как их предшественники. Вагоновожатый управлял таким вагоном стоя, однако управление было в разы легче, да и условия комфортнее. Поэтому в профессию начинаю приходить женщины.

Анна Алябьева

Судьба первой курской вагоновожатой по фамилии Конокотина трагична — вскоре после начала работы, она была застрелена бандитами… О её сменщице известно чуть больше: Мария Яковлева получила права 24 июля 1931 года, вскоре став одним из лучших водителей.

Другая женщина-водитель того времени – Анна Алябьева. После оккупации ей придётся стать начальником службы движения городского трамвая, возглавив уже практически полностью женский коллектив.

Работа водителя трамвая в то время оставалась тяжёлой: мытищенские вагоны хоть и были теплее бельгийских, но всё равно не отапливались. Чтобы согреться зимой, водитель иногда бежал рядом с вагоном, держась за поручень. В диспетчерских на конечных остановках всё время грели на печах кирпичи – их клали вагоновожатым в ноги. При этом зарплата водителя в 1931 году составляла 54, 47 рубля, кондуктора – 43,90. В 1933 они были повышены до 96,76 и 72 рубля соответственно. Для примера, килограмм сливочного масла в 1933 году стоил около 40 рублей, килограмм говядины — 15 рублей, а пара новых ботинок – 100 рублей!

Лучшие!

Вопреки всем сложностям, трамвайное движение в Курске быстро развиваться. В середине 30-х трамваи курсируют уже по трём городским маршрутам: 1) «Трампарк – центр — ипподром (бывшее депо)»; 2) «Вокзал – центр – ипподром»; 3) «Вокзал – центр – Барнышевская площадь». Затем трамвайная сеть протягивается по Литовской и нынешней улице Энгельса до парка Солянка. Трамвай становится поистине народным транспортом — в среднем каждый курянин совершает по 186 поездок в год!

В 1941 году по Курску курсировали 33 новых моторных вагона, 1 прицепной и 6 грузовых платформ. Планировалось за ближайшую пятилетку расширить как трамвайный парк, так и саму сеть. Коллектив «Курского трамвая» рвался на трудовые подвиги — в феврале организация заняла первое место во всероссийском соцсоревновании. Но летом началась война

Кстати Про униформу

Сотрудникам курского трамвая выдавали одежду: валенки с галошами, полушубок, шапку с наушниками, рукавицы с варежками, брезентовый плащ. Летом кондуктора получали кепи, а вагоновожатые — фуражки.

Про транспорт

Первый автобус пошёл по Курску в ноябре 1934 года по маршруту «Красная площадь – Ямской вокзал». В 1935 году открылся второй маршрут – «Красная площадь — Станция «Рышково».

Другим общественным транспортом был речной трамвай — небольшой катер на 20 пассажиров курсировал в 30-х годах от Боевой дачи до парка Солянка по Тускари и Сейму. Его использовали, чтобы добраться до деревень Ламоново и Рышково. Время в пути составлял 1 час, а стоимость проезда — 1 рубль.

Про ДТП

Летом 1937 года прямо на Красной площади трамвай наехал на корову. Несчастное животное пришлось прирезать, затем вытащить домкратом из-под трамвая и отдать хозяину. Последнего, кстати, оштрафовали — нечего было скотину без присмотра оставлять.

Про остановки



1. Шпили по ул.Троцкого.

2. Воротняя ул. и Сиротская.

3. Чеховская и Даньшинская.

4. Здание Зимнего театра им. Щепкина.

5. Ртищевская и Пастуховская.

6. Электрическая станция трамвая.

7. Улица Невского и Сосновская.

8. Красная площадь и 1-й городской сад.

9. Здание губпроф

10. Улица Бебеля и Почтовая.

11. Золотая и ул. Робеспьера.

12. Мирная и Садовая.

13. Здание детского городка III–й Интернационал.

14. Здание губисполкома.

15. Ворота ул. Ленина.

16. Шпили ул. Ленина

Продолжение следует

Хроники курского трамвая: часть 1

Хроники курского трамвая: часть 2