РИА Курск

Загружаем...

Хроники курского трамвая: часть 5


Про «зайцев», тонны металла и водителя-актрису


Хроники курского трамвая: часть 5

В Курске решается судьба трамвайного маршрута №3, да и шире – всего трамвайного сообщения. Курская трамвайная сеть одна из старейших на территории бывшего СССР. Это приятный для региона факт. Но мало кто знает, что открывать движение трамвая в Курске пришлось трижды! Его не смогли уничтожить ни революция, ни войны. В трамваях работали актрисы и были буфеты. Наш корреспондент вспомнил самые яркие моменты из истории самого экологически чистого общественного транспорта. Поговорим о светлом и продуктивном периоде работы курского трамвая и о причинах, приведших его к упадку.

Мягкие сиденья для курян

Полностью трамвайная сеть в Курске была восстановлена в 1949 году. Однако отдыхать было некогда – появилась необходимость в кратчайшие сроки пустить трамваи в рабочие кварталы, где выросли и продолжали расти крупные промышленные предприятия. Расширение сети сопровождалось и обновлением парка. Курский трамвай вышел на прибыль и процветал!

В начале 50-х в Курск доставили первую партию новейших трамвайных вагонов МТВ-82. Вместительные (140 пассажиров), с отоплением внутри салона и мягкими сиденьями – они пришлись курянам по душе.

Увы, 63 вагона этой модели прослужили городу меньше 20 лет, а затем стали «жертвой» заигрываний правительства с Чехословакией — по всей стране исправные трамваи просто списали на металлолом, заменив их «Татрами». Впрочем, по многим показателям чешские вагоны были лучше, а сами куряне подолгу стояли на остановках, чтобы только попасть именно на европейские трамваи.

 

Про честность и «зайцев»

«Прокомпостируйте талончик, пожалуйста» – эта фраза была популярна, так же как сейчас «Передайте за проезд». Новые трамваи оборудовали кассами-копилками и кассами полуавтоматами, которые выдавали талоны. А для того, чтобы воспользоваться одним проездным талоном дважды было нельзя, в салонах устанавливали пробивные компостеры.

Сам проезд в послевоенное время стоил 3 копейки. Провоз багажа – 10 копеек. Для сравнения, буханка хлеба тогда стоила около 20 копеек, килограмм мяса от 2 рублей, а литр молока – 22 копейки. Однако даже копеечную сумму платить соглашались далеко не все. Разница прибыли трамваев с кондукторами против трамваев, где платить надо было «по совести», составляла до 15%!

Призвать курян к ответственности должны были контролёры, однако чаще всего от них просто убегали. Та же ситуация сложилась в троллейбусах, появившихся в городе с 1972 года. В 1980 году на безбилетников устроили массовую «облаву»: 206 проверяющих, в том числе 13 милиционеров, с 22 по 25 мая проверили 1429 трамваев и 747 троллейбусов. Тогда подловили 301 «зайца», но половина из них тут же сбежала!

Именно эта особенность курского менталитета, как считают эксперты, отчасти и привела к печальным последствиям – электротранспорт со временем стал убыточным и полностью зависимым от городского бюджета.

 

Как рельсы за ночь убрали

Впрочем, помимо безбилетников проблем подбрасывало и руководство как трамвайного управления, так и городское. Летом 1972 года трамвайные пути на улице Ленина были признаны аварийными. Ремонтировать участок не стали, вместо этого горсовет постановил вовсе убрать трамвайное движение с главной улицы. Своё решение депутаты объяснили необходимостью реконструкции самой улицы, а главное – городских коммуникаций, находящихся под рельсами.

 

На выполнение задачи по уборке путей со всей улицы трамвайному управлению далиодну ночь! Пришлось включить смекалку и использовать печальный опыт Великой Отечественной войны. Работники управления собрали конструкцию, подобную той, которой отступающие из города оккупанты уничтожали железнодорожные пути. Немецкое устройство тащил за собой локомотив, сдирая рельсы, вот только по улице Ленина поезд пустить было нельзя.

В итоге вместо локомотива использовали сцепленные вместе два МТВ-82. Содранные рельсы тут же резали на части и вывозили вместе со шпалами и брусчаткой, «шрамы» засыпали песком, и утром 19 мая 1973 года никаких трамвайных путей на улице Ленина не было.

Решение было абсолютно не обосновано: главная улица на тот момент не была загружена так, как сейчас. Напротив, общественного транспорта не хватало. Что касается упомянутой депутатами реконструкции коммуникаций, то она не была проведена — улицу просто заасфальтировали.

 

Пионерский подарок

Впрочем, были и те, кто не покладая рук стремился развивать и обогащать курский трамвай. Речь о пионерах.В 1976 году на улицах Курска появилось сразу два «гайдаровских» трамвая. Из городу подарили льговские тимуровцы.

 

В те времена популярным занятием детей (и полезным для страны) был сбор металлолома. Собранный хлам отправлялся на заводы, где его переплавляли. Сначала льговские школьники насобирали на электровоз и теплоход, затем пятьсот тонн металла ушло на рельсы для Байкало-амурской магистрали, наконец, дошла очередь и до трамваев.

«Прямо около сверкающего всеми красками новенького трамвая комсомолке Кате Чувилиной, депутату областного Совета, водителю именно этих вагонов, вручают пионеры Марина Субботина и Серёжа Кофанов символический ключ. Мальчишкам и девчонкам просто не терпится сесть в свой трамвай. Они спешат, подталкивают друг друга Вошли и остановились. На металлической дощечке — надпись: «Жителям города Курска от пионеров Льговского района.», – писала газета «Молодая гвардия».

 

Актриса в трамвае

 

Интерес представляли и сами вагоновожатые. Старейшим водителем на тот момент была Груша Берлизева, вот только кроме имени и упоминания в «Курской правде» 1966 года о ней информации нет. В отличии от вагоновожатой и начальника маршрута Евдокии (Дуси) Пёнышкиной – бывшей актрисы театра кукол!

 

Когда Евдокия, не успевшая из-за войны закончить школу, успела поработать в театре – неизвестно. Журналистам она объясняла уход их творческой среды просто – влекла техника. В середине 40-х работала кондуктором, затем стала проситься на курсы водителей. Однако из-за маленького роста девушку не сразу на них допустили.

Оказалось, что Пёнышкина создана быть вагоновожатой: за 10 лет работы её трижды награждали значком облкомхоза, значком Министерства коммунального хозяйства за безаварийный пробег 100, 200, а затем 300 тысяч километров. В 1966 году она получила орден Ленина.

При этом молодая женщина совмещала работу, воспитание детей и учёбу в вечерней школе – перед награждением она закончила 9 класс

Кстати, в те времена профессия вагоновожатого в Курске была практически полностью женской: по одному из отчётов, курскими трамваями управляли 318 женщин и всего 30 мужчин.

 

Успешный путь к краху

В 50-60-х годах каждый курянин в среднем за год совершал 230 поездок, а интервал движения вагонов доходил всего до 2,5 минут! Ежегодно трамваи перевозили более 73 млн человек. Такие показатели не спасли курский трамвай – последним прибыльным годом для него считается 1968…

Причин падения было много и кроме безбилетников. В начале 70-х трамвайному управлению изменили нормативы обращения с денежными активами и произошла путаница: на складах скопилось слишком много материалов, при этом самому предприятию не хватало «резервных» денег для отчётов. При этом капитальный ремонт путей, для которого и закупались материалы, отставал от графика. Да и пассажиропоток стремительно сокращается. По отчёту 1972 года все 6 курских маршрутов уже являются нерентабельными!

В 80-х усилилось попустительство со стороны руководства. Впрочем, куряне отчитывали пятилетки и продолжали строить трамвайные пути вместе со своим светлым будущим. Впереди у страны намечались большие перемены

 

Кстати Про порядок

В СССР для чешских вагонов «Татра» существовала своя система посадки и высадки пассажиров: вход через заднюю дверь, возле которой работал кондуктор, оплата проезда, проход дальше в салон и выход через переднюю дверь.

Про погоду

В новогоднюю ночь 1979 года вся трамвайное движение в Курске замерло. Виноваты в этом были невиданные морозы до 40°. Исправным вагонам было бы нечего бояться, но наши трамваи уже испытывали проблемы. Например, никто не поменял перед заморозками обычную смазку, на специальную – она превратилась в «пластилин», застопорив механизмы.

Добавила проблем и метель – утром 1 января пути и застрявшие трамваи были засыпаны 30-40 см снега… В итоге вагоны тащили всеми средствами и методами прямо по не расчищенным путям, после чего трамваи пришлось долго ремонтировать.

 

Окончание следует.

Хроники курского трамвая: часть 1

Хроники курского трамвая: часть 2

Хроники курского трамвая: часть 3

Хроники курского трамвая: часть 4