РИА Курск

Загружаем...

Хроники курского трамвая: часть 6, заключительная


Про забастовку, обиженных пионеров и Грешилова с Полторацким


Хроники курского трамвая: часть 6, заключительная

В Курске решается судьба трамвайного маршрута №3, да и шире – всего трамвайного сообщения. Курская трамвайная сеть одна из старейших на территории бывшего СССР. Это приятный для региона факт. Но мало кто знает, что открывать движение трамвая в Курске пришлось трижды! Его не смогли уничтожить ни революция, ни войны. РИА Курск в течение этой недели ежедневно публиковал историю курского трамвая. (Ссылки на предыдущие части смотрите в нижней части страницы.) Сегодня мы прощаемся с историей трамвая, а возможно – и с ним самим.

Сдадите депо — получите вагоны

В начале 80-х по городу проходило 8 трамвайных маршрутов, которые обслуживал 171 вагон! Северное и Южное депо их попросту не вмещали, поэтому было принято решение о строительстве нового трамвайного парка на 150 мест в Железнодорожном округе.

Многообещающая стройка превратилась в долгострой. При этом сами трамваи начали буквально разваливаться – сказалось отсутствие капитального ремонта. Всё это, вкупе с другими текущими проблемами, вызывало много вопросов к руководству ТТУ (Трамвайно-троллейбусного управления). В итоге, решением Горисполкома, вся его верхушка была отправлена в отставку!

Новое руководство старалось не повторить судьбу предшественников, что, в отсутствие денег, было не так легко. Городу нужны были новые трамваи, которые не за что было купить и некуда было ставить. Решение пришло из Москвы. Министерство транспорта предложило сделку: часть трамваев ТТУ получит бесплатно, но только после того, как Восточное депо будет достроено.

В результате депо строили всем Курском: сюда согнали служащих, студентов и даже школьников, а работники ТТУ присоединялись к стройке после основной работы. В 1987 году его торжественно открыли, а в Курск прибыли 40 трамваев «Татра-3М»: 20 – как подарок министерства, и ещё 20 поставили по очень низкой цене. Позже город купит ещё 35 чешских трамваев за свой счёт.

Кстати, начальником нового депо стал известный в будущем предприниматель Николай Грешилов. Что касается его извечного оппонента Николая Полторацкого, то он также «вышел» из ТТУ – в 1986-1987 возглавлял Северное депо, с 1987 по 1991 был начальником троллейбусного депо.

 

Еда на рельсах

Освободившееся Северное депо полностью перешло Службе подвижного состава, которая сосредоточилась на создании и содержании трамвайной спецтехники. Из старых трамваев мастера создавали снегоочистители, рельсошлифовщики, вагоны-вышки, а также – вагоны-кафе!

О том, что водителей и рабочих надо кормить, задумались ещё в 70-х – тогда обед доставляли водителям, работающим в час и пик, а так же добровольцам, помогающим прокладывать пути. Такой сервис был ненадёжным, неудобным и дорогостоящим.

Проблему решили с помощью двух списанных трамваев Татра-3. Сиденья частично убрали, частично развернули, между ними установили столики, оборудовали раковину, на окна повесили шторочки, а кабину водителя превратили в раздаточный пункт, отделив от салона прилавком.

Изначально единственный вагон-кафе курсировал между двумя крупными конечными – С-1 (Хлебозавод) и КС-2 (пл. Дзержинского). Первыми водителями «столовых на рельсах» были Лидия Дородных, Тамара Тюленева и Сергей Чурилов. В их задачу входило не только вести вагон, но и выдавать блюда, резать хлеб, мыть посуду. Со столов водители и кондукторы убирали сами.

Предлагался только один вариант блюда. Зато в каждый выезд — разный. К тому же обедающие могли написать свои предпочтения в специальную книгу. Сами блюда готовились заранее в столовых.

За одну смену вагон-кафе кормил 40—45 водителей, а смен в день было несколько. Вскоре на линию вышел ещё один трамвай-общепит. Меню расширили, появились выпечка и кондитерские изделия. Однако у такой оригинальной доставки еды было много недостатков.

И в конце концов проблему питания решили, организовав обычные столовые. Вагоны-кафе были отправлены в депо и забыты. Один из них попытались, отреставрировав, сдавать в аренду для свадеб и торжеств, однако ажиотажа это предложение среди курян не вызвало.

 

Неудобно получилось…

А между тем последние советские пионеры продолжали спасать курский трамвай, вот только руководство ТТУ не отвечало им взаимностью. В 1989 году произошла история, отбившая у школьников желание помогать электротранспорту.

Целый год курские пионеры собирали металлолом. 25 тонн они обменяли на трамвай, который хотели назвать в честь выпускника своей школы№ 34 – Героя Советского Союза Владимира Бочарова, погибшего во время гражданской войны в Испании. Вожатой Нине Шевченко пришлось побегать по инстанциям с документами, однако инициативу детей поддержали и в Кировском райкоме, и в ТТУ. Торжественное вручение назначили на 19 мая.

Каково же было удивление самих пионеров, их вожатой, родственников Бочарова, ветеранов и журналистов, когда к остановке подъехал дребезжащий старый трамвай без каких-либо опознавательных знаков! Гостей невозмутимо пригласили пройти на «спецрейс имени Бочарова», объяснив, что дарственные надписи просто не успели сделать. Однако чуть позже выяснилось, что пионеры едут на трамвае, который вообще скоро должны списать, а их, «бочаровский, трамвай ещё не выделен.

Принесённые с собой цветы расстроенные дети отнесли назад в школу, где возложили к памятнику Бочарова, а журналисты взялись за расследования. Как оказалось, во всём виноваты бюрократические проволочки — в парткоме про принесённые вожатой документы вспомнили в последний момент, «упустили время и не управились», зато вместе с руководством ТТУ отчитались перед вышестоящим руководством о передаче городу трамвая.

Торжественное вручение все-таки состоялось, но гораздо позже. А осадочек остался

 

Забастовка

Практически в это же время до точки кипения доходят водители ТТУ. В последние годы их положение ухудшилось. После перевода электротранспорта на автоматические кассы и компостеры вагоновожатых обязали продавать талоны на 5 и 10 поездок: в случае выполнения плана их премировали, при невыполнении – штрафовали. С 1989 года нагрузку по продажам с водителей сняли, попутно уменьшив им зарплату на величину премии!

31 мая 126 работников подписывают письмо начальнику ТТУ с требованием о повышении зарплаты. При этом люди сами предлагают варианты, откуда на это взять средства. В случае игнорирования водители грозятся начать забастовку.

Естественно, их игнорируют. 23 июня 62 вагона, не обращая внимания на пытающееся перекрыть пути начальство, возвращаются в депо. Начинается вторая в истории курского трамвая забастовка, очень напоминающая первую.

Водителей в течение нескольких часов вернули к работе – для этого администрация ТТУ при поддержке городской власти клятвенно пообещала повысить зарплаты за счёт увеличения премий. Но все произошло ровно наоборот. Уже 7 июля 49 водителей были лишены премии за июнь на 50 процентов «за нарушение трудовой и производственной дисциплины, выразившееся в срыве пассажирских перевозок»


Обещать, не значит строить

В 1998 В Курске с размахом отмечалось 100-летие трамвайного движения. На улицы выходит копия бельгийского ретро-трамвая, собранная сотрудниками ТТУ несмотря на острый дефицит средств. А между тем курский трамвай тихо и мучительно умирает. Полторы сотни ветхих трамваев умудряются перевозить по 190 млн пассажиров в год. А затем наступили новые времена.

В октябре 2004 город отказывается от линии по улице Дзержинского – теперь две части города связаны только участком по улицам 1-й Кожевенной и Литовской, что увеличивает оборотное время маршрута №2 на 33 минуты! В 2005 после недолгих споров закрывают «нерентабельное» Южное депо.

После этого так называемым «нулевым» трамваям приходится через весь город идти «порожняком». Новое депо обещали построить на месте сельскохозяйственного рынка на Литовской или рядом с заводом Химволокно, но потом про обещания забыли, попутно закрыв и Северное депо

Периодически ТТУ, превратившееся в МУП «Курскэлектротранс», лихорадит идеями: сначала проложить трамвайный путь по улице Бойцов 9-ой дивизии от Верхней Луговой до Аэродромной, затем в планах появляется соединение улицы Запольной с Северо-Западом. К этому моменту из имеющихся 147 вагонов 144 подлежат списанию, а время ожидания трамвая на действующих маршрутах доходит до 40 минут!

МУП «Курскэлектротранс», имея за собой огромные долги за электричество, начинает чехарду с маршрутами и расписаниями, всё больше теряя пассажиров. Впрочем, это уже совсем другая и очень грустная история, свидетелями которой мы и так являемся в последние годы

 

Кстати Про репликар

Ретро-трамвай, который курсирует в праздники по Курску, на самом деле относительно молод. Его в 1998 году изготовили из снегоочистителя модели ГС-5.

Про маршруты

Больше всего трамвайных маршрутов в Курске было в период с 1988 по 2004 год – сразу 9!

1. Хлебозавод — ГПЗ-20 (АПЗ-20)
2. Железнодорожный вокзал — Автовокзал
3. Химволокно — Автовокзал
4. Улица Малышева — Железнодорожный вокзал
5. Химволокно — Улица Запольная
6. Улица Малышева — Площадь Добролюбова
7. Площадь Дзержинского — Химволокно
8. Улица Малышева — Хлебозавод
9. Железнодорожный вокзал — ГПЗ-20 (АПЗ-20)

Про трамваи

По информации сайта transphoto.org, на данный момент Курск обслуживают 28 трамваев

Предыдущие части:

Хроники курского трамвая: часть 1

Хроники курского трамвая: часть 2

Хроники курского трамвая: часть 3

Хроники курского трамвая: часть 4

Хроники курского трамвая: часть 5