Ко Дню пожилого человека для курян составили шпаргалку по финансовой безопасности


В последнее время особенно актуальным является вопрос о том, как важно для пожилых людей быть подкованными в вопросах финансов


Ко Дню пожилого человека для курян составили шпаргалку по финансовой безопасности

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Праздник призван напомнить о необходимости уважительного отношения к старикам. Они нуждаются в заботе и поддержке. В последнее время особенно актуальным является вопрос о том, как важно для пожилых людей быть подкованными в вопросах финансов, знать, как избежать ловушек мошенников.

В курском филиале Финансового университета прошло мероприятие «Поговорим о финансах», где обсудили типичные ошибки пожилых людей при управлении имуществом, ставки и налоговые льготы, основные признаки финансовых пирамид, а также главные уловки телефонных мошенников.

«Мы призываем более «продвинутых» в современных технологиях молодых родственников, детей и внуков, позаботиться о своих близких, - отмечает управляющий Отделением Курск Банка России Евгений Овсянников. - Сегодня как нельзя кстати будет поговорить с ними о том, как избежать возможных финансовых проблем».

Предлагаем вашему вниманию чек-лист действий и тем, связанных с защитой финансов, которые необходимо обсудить.

Кибербезопасность

Проверьте настройки безопасности на ключевых сайтах, которыми пользуется старшее поколение: надежность пароля на Госуслугах, в почте, онлайн-банке, социальных сетях, при необходимости обновите пароль, установите дополнительную защиту, например, подтверждение входа в личный кабинет с помощью СМС-сообщения.

На всех устройствах, которыми пользуются родственники, установите антивирус, проверьте, включено ли автоматическое обновление ПО. На телефоне установите программу анти-спам для защиты от нежелательных звонков.

Телефонное мошенничество является одним из главных каналов хищения средств у граждан с использованием методов социальной инженерии, то есть умышленного введения жертв в заблуждение. Объясните старшим родственникам, что злоумышленники могут представиться сотрудниками банка, пенсионного фонда, полицией - кем угодно. Могут говорить об угрозе счету, предлагать получить компенсацию, угрожать уголовным преследованием. Их цель - вывести из равновесия, узнать конфиденциальную информацию и похитить средства.

При любом подобном звонке рекомендуйте ни в коем случае не волноваться, не вступать в диалог, не сообщать никакие данные. Пусть ваши близкие научатся просто сбрасывать звонок и класть трубку. И сразу же сообщать о таком звонке родным и друзьям, которым доверяют на 100%. А те помогут связаться с организацией, от имени которой якобы звонил собеседник, по официальным телефонам.

Нелегалы на финансовом рынке

Предупредите родственников о нелегальных финансовых организациях, которые охотятся за их сбережениями. Большинство финансовых пирамид ориентировано как раз на пенсионеров - они могут называть себя «кассами взаимопомощи», потребительскими обществами или кооперативами. Предлагают вложения в фермерские хозяйства, недвижимость и другие якобы доходные инвестиционные продукты. Но при этом зачастую даже не могут толком объяснить, на что именно идут вложенные средства. Обещают повышенный процент от инвестиций, гарантируют прибыль и уверяют, что все средства застрахованы.

Подобные сомнительные организации имеют физические офисы, где активно убеждают пенсионеров заключить договор и вложить средства. Могут обзванивать потенциальных жертв, давать рекламу в газетах. Бывает, пожилые люди попадают в подобные организации по рекомендациям соседей или друзей, которые тоже не разобравшись вложили средства.

Сообщите родственникам, что принимать деньги у граждан имеют право только финансовые организации, поднадзорные Банку России: они должны иметь на это разрешение регулятора. Проверить легальность компании можно на официальном сайте cbr.ru. Здесь же расположен список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности, с которым также нужно свериться перед взаимодействием с той или иной финансовой организацией.

Мисселинг

Надежным и застрахованным от лица государства способом сбережения средств является только вклад в банке. Однако стоит предупредить пожилых родственников, что здесь можно столкнуться с таким явлением как мисселинг – это когда клиента умышленно вводят в заблуждение относительно предлагаемой услуги и продают совсем не то, за чем он пришел.

Вместо вклада недобросовестные сотрудники финансового учреждения могут навязать, например, полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), паи ПИФов и другое. Все это легальные финансовые продукты. Доход по ним действительно может быть выше процента по депозиту, но может принести и убытки, которые никто не покроет.

Если пожилой клиент пришел в банк именно для того, чтобы открыть вклад с гарантированным процентом и государственной страховкой, необходимо проверить договор. В нем обязательно должно присутствовать слово «вклад», и договор должен быть заключен только с банком, а не со страховой или управляющей компанией, в договоре должен быть четко прописан процент. Спросите у менеджера о застрахованной сумме: она должна быть 1,4 млн рублей. Обтекаемой фразы типа «защита капитала» быть не должно.

Технологические сервисы

Если ваши старшие родственники - неопытные пользователи современных IT-технологий, возможно, не стоит подключать на их устройствах финансовые онлайн-опции. Не так давно Банк России выпустил специальные рекомендации для кредитных учреждений, в которых указал, какой должна быть дополнительной защита уязвимых категорий граждан (людей с инвалидностью, пожилых) от различных видов мошенничества - в том числе с применением методов социальной инженерии.

Регулятор считает, что человек должен самостоятельно решать, необходимо ли ему подключение дистанционных каналов доступа к банковскому счету, а не получать этот доступ по умолчанию в пакете с остальными услугами. А также именно сам клиент должен устанавливать ограничения по параметрам операций (это может быть сумма, количество или закрытый перечень доступных получателей) плюс пользоваться опцией, которая позволит скрывать счета, вклады или карты в мобильном приложении.

Банк России также порекомендовал финансовым учреждениям внедрять так называемый сервис «второй руки», когда человек может по договоренности с другим клиентом этого банка назначить его своим помощником. Если вы станете для своих старших родственников и друзей такой «второй рукой», то, заметив какую-то необычную активность, похожую на мошенничество, совместно сможете защитить средства, нервы и здоровье.

Фото из открытых источников.