Крепкий орешек снимался в Курске



Крепкий орешек снимался в Курске

В кинотеатре «Юность» состоялся праздничный концерт, посвященный торжественному открытию Года российского кино. Во вступительном слове заместитель губернатора Курской области Владимир Проскурин отметил, что главной его целью является привлечение общественного внимания к отечественному кинопродукту и создание условий, необходимых для развития и сохранения традиций российского кино.

В Курской области благодаря работе, проводимой местным руководством культуры, сложилась в этом отношении весьма благоприятная ситуация. В отличие от многих других регионов, удалось сохранить обширную сеть муниципальных кинотеатров, доступных для широкого круга зрителей.

Именно в них показывают российское кино, и потому неудивительно, что если в целом по стране российские фильмы за год просмотрело 17 % от общего числа зрителей, то в Курской области этот показатель составляет 67 %.

Но почивать на лаврах не приходится. Дело в том, что подавляющее большинство муниципальных точек оборудовано старой пленочной аппаратурой. Кино же на пленке больше не выпускается. Поэтому главной технической задачей в Год кино является модернизация киносети, постепенная замена пленочного оборудования на цифровое.

Но, помимо технических, есть еще задачи духовного, художественного и идеологического плана. В недавнее время государственная идеология была отброшена за ненадобностью, а само слово объявлено чуть ли не ругательным. Но на поверку оказалось, что сильное самостоятельное государство не может существовать без идеологии, другое дело, что строиться она должна на категориях высшей истины. И кино в этом смысле остается наиболее важным из искусств, поскольку непосредственно влияет на массовое сознание, формирует общественное мнение. На все эти моменты указал в своем выступлении председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской. В частности, на то, что нельзя упускать собственные традиции, ориентируясь на зарубежные кинофестивали. И еще на пользу такого процесса, как фильтрация, ранее производимая худсоветами и способствующая качеству фильмов.

А то, что собственные традиции у нас незыблемы, подтвердил импровизированный концерт, определяющей для которого стала идея регионального патриотизма. Курск – это, конечно, не центр кинематографии, поскольку это не Москва, не Питер и даже не Екатеринбург. Однако и здесь, в не претендующем на столичные лавры региональном центре формируется свой собственный культурный ландшафт. Не столь масштабный, но оттого более ценный. На это авторы сценария концерта и обратили внимание. Например, на фильмы, поставленные по произведениям курских авторов: «Родник» (1981) – фильм Аркадия Сиренко по повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы»; «Люблю. Жду. Лена» (1983) – фильм Сергея Никоненко по одноименной повести Владимира Деткова; «Это мы, Господи!» (1990) – фильм Александра Итыгилова по повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой».

По­настоящему смогли удивить создатели концерта информацией о фильмах, которые были сняты на курской земле. Помимо легких комедий «К Черному морю» (1957) и «Крепкий орешек» (1967), это и два произведения, связанные с именами великих российских режиссеров: «Сегодня увольнения не будет» (1958) – курсовая работа студентов ВГИКа Александра Гордона и Андрея Тарковского, и «Тимоня» (1969) – этнографический фильм с участием колхозников артели «50 лет Октября» Суджанского района Курской области. А художественный руководитель здесь не кто иной, как Марлен Хуциев! Немалый интерес вызывает также биографический фильм о Чайковском «Апокриф: музыка для Петра и Павла» (2004) режиссера Аделя Аль­Хадада. Образно говоря, драгоценная россыпь для тех, кто любит одновременно и Курск, и кино.

Украшением концерта стало выступление солистов Курской филармонии, фольклорных и детских коллективов, а также поздравления с открытием Года российского кино от режиссера Николая Лебедева, от замечательных артистов, уроженцев курского края – Любови Полехиной (Юность Петра, Демидовы, Кураж) и Олега Мазурова (Штрафбат, Есенин, Золотой теленок).

Олег КАЧМАРСКИЙ