Кроме «Красного»: 5 старинных железнодорожных мостов Курска


Корреспонденты РИА «Курск» нашли альтернативу «легендарному мосту», упавшему в Сейм


Кроме «Красного»: 5 старинных железнодорожных мостов Курска

Легендарные, но забытые. В Курске остаётся ещё пять старинных, ну или относительно старинных железнодорожных мостов. Один из них при этом продолжает и продолжит исправно служить курянам не только для прогулок и красивых фотографий. Корреспонденты РИА «Курск» не стали оплакивать обвалившийся «Красный» мост, а проведали, как поживают его «братья»: «Ржавый», Кривецкий, Ровецкий и другие.

Про «Красный»

Железнодорожный мост через реку Сейм в урочище Солянка остался относительно молодым — ему так и не успело исполниться 70 лет. Одноколейный путь с мостом был построен в 1953 году для грузовых перевозок между станцией Рышково и заводами КЗТЗ и ЖБИ.

Железнодорожное сообщение продолжалось даже после закрытия завода КЗТЗ в 2008 году. Но недолго. Последние 10 лет мост через Сейм использовался курянами для прогулок и сокращения пути: через него пешком или на велосипеде можно было быстро попасть из урочища Солянка в микрорайон Волокно.

За последние годы интерес к сооружению увеличился в сотни раз. Его даже назвали «легендарным». И это при том, что, по словам многих архитекторов и краеведов, какого-то культурного, исторического или архитектурного значения он не имел. Просто его признали аварийным и решили снести.

Споры вокруг правомерности сноса решились сами собой. 2 мая мост частично рухнул в Сейм. Курянам уже пообещали построить «точно такой же». Правда, такое уже обещали и насчёт здания «Георгиевской аптеки» на улице Дзержинского, снесённого в 2013 году...

Однако в окрестностях Курска ещё остаются похожие на «Красный» мосты.

Made in 1878

Большая часть из сохранившихся в Курске железнодорожных мостов относятся к одной линии протяжённостью в 6,4 км. Речь о путях, проложенных в 1878 году от Ямского вокзала до станции «Курск-Ветка». К слову, на месте последней сейчас располагается Курский цирк.

По пути дорога пересекает сразу три реки: это Тускарь с двумя протоками Кривец и Ровец. Железнодорожные мосты через них получили одноимённые названия.

Тускарный мост расположен ближе всех к центру. Даже в свои 134 года он продолжает верой и правдой служить людям, пусть и в качестве пешеходного. С помощью него можно быстро и удобно попасть с улицы Сонина в Стрелецкую слободу, не тратя время на обход, скажем, через площадь Добролюбова.

Когда-то мостов здесь было целых два. Второй, для грузовых перевозок, построили в 1910 году. До наших дней сохранились только его опоры.

Когда в 1934 году надобность в пассажирском движении отпала, первый мост и стал пешеходным. Сначала его покрыли деревянными досками, которые приходилось чинить дважды в год, а затем покрытие заменили на бетонные плиты, по которым и сейчас ходят куряне.

В пяти минутах ходьбы вдоль железнодорожных путей — Ровецкий мост, названный по протоке Ровец.

Его смело можно назвать «Перевёрнутым», а всё из-за интересной конструкции: он имеет арочный свод, расположенный не вверху, а внизу.

Увы, разглядеть сооружение в тёплое время года мешают ветки деревьев, да и местность вокруг перекопана или занята огородами.

Зато с самого моста открывается прекрасный вид на Стрелецкую слободу и центр города.

Наконец, самый величественный мост на этой железнодорожной линии — Кривецкий. Идёт он параллельно автотранспортному мосту на улице Пост Кривец.

До нас он дошёл не в первозданном виде. При отступлении Красной армии 2 ноября 1941 года сооружение взорвали, однако уже в 1942 году его восстановили немцы, частично заменив металлические опоры на деревянные.

Кстати, несмотря на то, что вокзал «Курск-Ветка» был снесён в 1968 году, сама железная дорога, за исключением Тускарного моста, эксплуатировалась ещё и в XXI веке. По ней перевозили грузы для ТЭЦ и различных предприятий.

Движение прекратилось лишь в 2010 году, когда один из «адресатов» — кондитерская фабрика — переехал в район станции Рышково.

Про «Ржавый» и нержавые

Всеми забытый, но мало чем уступающий «Красному» мост находится на выезде из Курска. В народе он получил название «Ржавый», а построен был, по имеющейся информации, во время Великой Отечественной войны.

Правда это или нет — неизвестно. Зато назначение железнодорожный путей однозначно военно-стратегическое.

Пути вели от Восточного аэродрома к Центральной авиационно-технической базе на улице Карла Маркса, рядом с которой находился Военный склад горюче-смазочных материалов.

Рельсы и шпалы и сейчас можно увидеть вдоль улицы, а по ним пройти к мосту. Более короткий путь — по рельсам от въезда в деревню Щетинка.

А вот о том, что переход через реку Кривец на окраине Цыганского бугра был железнодорожным мостом, напоминают только его форма и шпалы, которые иногда проступают после дождей.

Этот железнодорожный путь начинался от дороги Курск-Рышково, а конечной точкой был Кожевенный завод. Сама дорога почти не сохранилась — её большая часть давно разобрана.

Кстати, рядом с этим мостом находится действующий — большой и красивый «Киевский» мост. Своё имя он, а точнее, его предшественник, получил после начала строительства Курско-Киевской железной дороги в 1866 году.

Другое народное название моста — «Белый». Рядом с ним весьма симпатичные пляжи, где любят отдыхать куряне летом.

Относительно недалеко находится ещё один действующий мост — около посёлка имени Маршала Жукова. Вот только близко к нему не подойти — действует охранная зона.

Впрочем, этим двум железнодорожным мостам ещё далеко до статусов легендарных и забытых.

Аксинья Варламова

Фото: Руслан Журкин