РИА Курск

Загружаем...

Кукольных дел мастера



Кукольных дел мастера

2 октября театр кукол открыл новый сезон премьерным спектаклем для семейного просмотра Ладушки по пьесе Елены Ивановой. В преддверии этого события корреспондент газеты Курск встретился с теми, кто на протяжении многих лет создает волшебную сказку для маленьких курян.

Валерий Бугаев, режиссер театра

Профессионал высокого класса, Валерий Флегонтович в 20 лет уже стал главным режиссером Черкасского театра. А в 28 ему присвоили звание заслуженного артиста Украины. Заслуженным деятелем искусств России он стал уже в Курске. Можно с уверенностью сказать, что с его появлением в жизни театра кукол начинается новый этап. Для режиссера, который более 20 лет определяет репертуарную политику, недостаточно поставить яркий и зрелищный спектакль. Очень важно найти верную интонацию в разговоре с юным зрителем, ведь дошкольный возраст это время, когда начинают формироваться моральные качества, закладываются личностные мотивы поведения, отношение к окружающему миру.

Поэтому Валерий Флегонтович использует весь комплекс выразительных средств театра кукол музыку, дизайн, свет, звук, актерскую игру. Это помогает маленьким зрителям ощутить атмосферу сказки, прививает художественный вкус, расширяет кругозор, развивает речь и умение выражать свои чувства.

Для режиссера необходимо, чтобы разговор о вечных нравственных ценностях был серьезным, без всяких скидок на юный возраст.

Кроме того, в репертуаре театра есть достаточно большое количество спектаклей для взрослых.

Мы стараемся охватить разные возрастные категории, это для меня основополагающий принцип работы, подчеркивает Валерий Флегонтович.

Он берется за такие постановки, которых не найдешь в репертуаре других театров. И они становятся настоящим событием, и не только в культурной жизни Курска. Одна из последних таких работ Повелитель мух.

Роман нобелевского лауреата, англичанина Уильяма Голдинга занимает отдельное место в мировом литературе ХХ столетия. Напомним его сюжет: группа английских мальчиков в силу некоего глобального катаклизма оказывается на необитаемом острове, и вскоре большинство из них превращаются из маленьких джентльменов в дикарей, поклоняющихся повелителю мух. Спектакль адресован взрослому зрителю, но представляет интерес и для детей.

Это наша гордость, подчеркивает режиссер, и я вижу, как воспринимают постановку ребята, искреннее надеюсь, что они приобретают для себя что-то полезное.

Режиссер признается, что сегодня, несмотря на определенные сложности в работе, театр живет и развивается. Есть постоянные зрители, которые приводят сюда своих детей, внуков. А значит, впереди много замыслов и идей, которые будут воплощены в жизнь.

Игорь Семяновский, актер (на фото справа)

В театр он попал, можно сказать, случайно. После восьмого класса, по совету сестры, решил попробовать свои силы на этом поприще. В пятнадцать лет Игорь был ниже ростом многих своих сверстников, и директор Днепропетровского училища предложил ему поступать на отделение Актер театра кукол. Конкурс был очень большой, но молодой человек его успешно прошел. После окончания играл в труппе Днепропетровского театра, а в 1996-м Игорь переехал в Курск.

Артисту интересно работать здесь, прежде всего, потому, что наш репертуар значительно отличается от других, отмечает Игорь Семяновский.

Быть кукольником непросто. От него требуется такое же умение создать характер и образ своего героя, как и от драматического актера. Помимо прочего, надо особенно точно владеть интонацией и пластикой. Добавьте к этому требования к вокалу, хореографии. Необходимо также изучить и правильно использовать все технические возможности куклы, чтобы придать ей все пластические особенности персонажа. Всеми этими навыками актер должен владеть в совершенстве. Кроме того, для того чтобы достучаться до сердца маленького зрителя, нужно вместе со своим героем переживать все то, что происходит на сцене.

Порой сама природа куклы определяет способ ее существования и поведения в спектакле. Достаточно следовать за характером, предложенным художником, чтобы кукла была максимально живой и выразительной, отмечает Игорь Семяновский.

За годы работы все персонажи для него стали по-настоящему родными. И с каждым связаны какие-то теплые воспоминания.

Через мир кукол можно передать то, что человеку не под силу, она очень точно оценивает происходящее, считает актер, и, наверное, поэтому к куклам тянутся и взрослые, и дети.

Игорь Семяновский занят почти во всех спектаклях действующего репертуара. В основном, это главные роли. Артист способен одновременно играть несколько разноплановых персонажей. Например, в постановке Кощей+Василиса=? он исполнил роли Ивана и Кощея. Во время действия куклы одновременно находятся на площадке, при этом актер озвучивает сразу двух героев.

Также актер пробует себя и в качестве режиссера. Кстати, Ладушки не первая его работа.

Ольга Кельина, художник

Основа каждого спектакля кукла. Все начинается именно с ее загадочного появления на свет, и только потом на нее накладывается драматургия. Тайнами рождения театральной куклы с нами поделилась художник Ольга Кельина. Благодаря ее таланту, трудолюбию и любви к своему делу и появляются персонажи будущих спектаклей: перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные, теневые.

Ольга, расскажите, как создается кукла.

Сначала художник делает эскизы. Особенно прорабатываются внешние черты. Далее этот образ воплощается в глиняную скульптуру. Затем голова разрезается пополам и укладывается на ровную поверхность, заливается гипсом для создания формы, которую в дальнейшем будут использовать художники-бутафоры. Они укладывают на нее слои бумаги. Потом половинки склеиваются вместе, а полученное изделие после шлифовки переходит в руки художника-конструктора. Он делает не только основу будущей куклы, но и ее механику, то есть заставляет ее работать, двигать ручками, ножками. Это своего рода процесс оживления куклы, который поможет в дальнейшем актеру более точно передать задуманное режиссером. После изготовления механики кукла опять попадает к художникам-бутафорам, которые придадут ей законченный внешний вид, а затем к художнику-костюмеру.

Сколько времени занимает этот процесс?

На изготовление одной куклы может уходить от одной недели до месяца, все зависит от ее сложности и тех задач, которые ставятся перед ней в спектакле. Чем более она напичкана механикой, тем труднее ее сделать.

Какие требования предъявляют актеры к куклам?

Каждому хочется работать не только с красиво сделанной, но и технически совершенной куклой. Она должна быть легкой, простой, удобной и безопасной в использовании. Поэтому перед изготовлением каждое изделие прорабатывается до мелочей, чтобы потом его не переделывать заново. Бывает и такое.

Какой момент в работе для вас самый приятный?

Их бывает много, и, безусловно, важно, чтобы мой труд получал положительную оценку. Отрадно слышать, когда говорят: кукла удалась. Но главное то, как реагируют на спектакль наши маленькие зрители, какие эмоции они испытывают.

Дарья Заева