Купи слона вместо мыши: что такое мисселинг и как с ним бороться

Сотрудники финансовых организаций могут продать клиенту не совсем то, что тому хотелось
15:18, 04 февраля 2020

В Курской области все чаще встречается мисселинг (от английского mis-selling, или неверная покупка) – навязывание в банках и других финансовых организациях ненужных клиенту продуктов. Например, оформляя банковский вклад, клиент может «случайно» заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения. Как распознать мисселинг, и как его избежать рассказал управляющий курским отделением Банка России Евгений Овсянников.

На данный момент мисселинг затронул практически все финансовые институты – банки, страховые компании, брокерские фирмы, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

— Например, инвестиционное страхование жизни стало важным инструментом на российском рынке страхования, — отметил Евгений Овсянников. — Условия этой услуги подходят не всем, но порой сотрудники банков настолько замотивированы на объем продаж, что стараются не говорить покупателю о наличии значительных рисков, а делают упор только на высокую доходность.

Сейчас банки нередко выступают агентами страховщиков и брокерских компаний: продают партнерские продукты, получая за это комиссионные.

Сотрудники банков под видом вкладов могут предложить полисы инвестиционного страхования жизни (ИЖС), паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги самого банка и его партнеров, договоры негосударственного пенсионного обеспечения.

— Доходность по всем этим продуктам действительно может оказаться выше, чем по депозитам, — пояснил  Евгений Викторович. — Но увеличиваются и риски: процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов.

Основная ответственность, по словам руководителя курского отделения, не на клиентах, ведь одной бдительности при походе в банк мало.

— Как бы мы ни развивали финансовую грамотность, обычный человек не станет профессиональным финансистом. При продаже финансовых услуг банк всегда будет иметь квалификационное преимущество и сможет создать нужный образ предлагаемого продукта.

Сотрудники финансовых организаций обязаны полностью раскрывать информацию о продуктах, которые оформляет себе клиент. Например, при оформлении кредитов банк сразу предлагает страхование. Согласно тем поправкам к законодательству, которые вступят в силу с 1 сентября, клиенту должны письменно предоставить полную информацию об услуге. Это, например, соотношение размера страховой премии и право заемщика отказаться от страхования в течение 14-ти дней.

Чтобы не стать жертвой мисселинга, нужно внимательно прочитать договор и убедиться, что все его пункты понятны.

— Не бойтесь «надоесть» сотруднику банка, на все ваши вопросы он должен дать ясные и однозначные ответы, подкрепленные документами, — подчеркнул Евгений Овсянников. — В случае, если ваши права нарушены, обязательно обращайтесь с жалобами на мисселинг или недобросовестное навязывание финансовых продуктов и услуг в Банк России.

Обратиться можно по телефону горячей линии 8 800 300 3000, или в интернет-приемную Банка России.

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: