Купи слона вместо мыши: что такое мисселинг и как с ним бороться


Сотрудники финансовых организаций могут продать клиенту не совсем то, что тому хотелось


Купи слона вместо мыши: что такое мисселинг и как с ним бороться

В Курской области все чаще встречается мисселинг (от английского mis-selling, или неверная покупка) – навязывание в банках и других финансовых организациях ненужных клиенту продуктов. Например, оформляя банковский вклад, клиент может «случайно» заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения. Как распознать мисселинг, и как его избежать рассказал управляющий курским отделением Банка России Евгений Овсянников.

На данный момент мисселинг затронул практически все финансовые институты – банки, страховые компании, брокерские фирмы, негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

Например, инвестиционное страхование жизни стало важным инструментом на российском рынке страхования, отметил Евгений Овсянников. Условия этой услуги подходят не всем, но порой сотрудники банков настолько замотивированы на объем продаж, что стараются не говорить покупателю о наличии значительных рисков, а делают упор только на высокую доходность.

Сейчас банки нередко выступают агентами страховщиков и брокерских компаний: продают партнерские продукты, получая за это комиссионные.

Сотрудники банков под видом вкладов могут предложить полисы инвестиционного страхования жизни (ИЖС), паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги самого банка и его партнеров, договоры негосударственного пенсионного обеспечения.

Доходность по всем этим продуктам действительно может оказаться выше, чем по депозитам, пояснил  Евгений Викторович. Но увеличиваются и риски: процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов.

Основная ответственность, по словам руководителя курского отделения, не на клиентах, ведь одной бдительности при походе в банк мало.

Как бы мы ни развивали финансовую грамотность, обычный человек не станет профессиональным финансистом. При продаже финансовых услуг банк всегда будет иметь квалификационное преимущество и сможет создать нужный образ предлагаемого продукта.

Сотрудники финансовых организаций обязаны полностью раскрывать информацию о продуктах, которые оформляет себе клиент. Например, при оформлении кредитов банк сразу предлагает страхование. Согласно тем поправкам к законодательству, которые вступят в силу с 1 сентября, клиенту должны письменно предоставить полную информацию об услуге. Это, например, соотношение размера страховой премии и право заемщика отказаться от страхования в течение 14-ти дней.

Чтобы не стать жертвой мисселинга, нужно внимательно прочитать договор и убедиться, что все его пункты понятны.

Не бойтесь «надоесть» сотруднику банка, на все ваши вопросы он должен дать ясные и однозначные ответы, подкрепленные документами, подчеркнул Евгений Овсянников. В случае, если ваши права нарушены, обязательно обращайтесь с жалобами на мисселинг или недобросовестное навязывание финансовых продуктов и услуг в Банк России.

Обратиться можно по телефону горячей линии 8 800 300 3000, или в интернет-приемную Банка России.