Курская икона, с которой умирал Пиночет


Малоизвестные факты о Курской Коренной иконе «Знамение»


Курская икона, с которой умирал Пиночет

В этом году Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была доставлена на место своего летнего пребывания без лишнего шума. Обычно всё действо сопровождается толпами народа, крестным ходом в местечко Свобода и Коренской ярмаркой, да и в последние годы в Курскую область привозили подлинник образа из Нью-Йорка. Пандемия коронавируса перечеркнула всё, кроме одного — для православных курян Знамение остаётся одним из главных символов региона. Казалось бы, куряне досконально знают историю главной святыни своего региона. Но так ли это? Мы постарались собрать ряд малоизвестных фактов о Коренской иконе. Древняя, но не на столько

У курской иконы красивая легенда: считается, что её нашли лежащей на земле у корней дерева. А когда образ подняли, из-под него забил ключ. По всем православным канонам случилось это 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1295 года. Увы, миф давно развеян учёными.

В 1920-х годах в Белграде икону исследовал видный искусствовед Николай Беляев. По его вердикту, икона появилась не раньше конца XV — начала XVI веков. В наше время заведующая Научно-фондовым отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Татьяна Нечаева исследовала сохранившиеся исторические документы и доказала, что обрести чудесный образ Богоматери куряне раньше XVI века никак не могли.


Не курская, а рыльская

В делах, касающихся нашей иконы, единственным вызывающим доверие историков древним документом является Повесть о граде Курске, созданная в середине XVII в. Её изучением много лет занимается курский учёный Алексей Раздорский. В повести указывается, что икону нашли рыляне. Там же есть указания на примерное время обретения.

По историческому документу события происходили в окрестностях разгромленного татаро-монголами Курска. Местность успела зарасти лесами и чащами, в которую приходили охотиться и собирать мёд люди из градов из Рылска и из ыных. Нашедшие икону рыляне рассказали о ней своим землякам. В итоге рыльский князь «Шемяка» привёз находку в свой город. Историки вычислили, что речь скорее всего идёт о Василии Ивановиче Шемячиче, князе новгород-северском и рыльском. Впрочем, любоваться иконой ему долго не пришлось — уже в 1523 году он был обвинён в измене и умер в заточении в 1529 году.

Что касается Курска, то его в это время попросту не было – заново крепость возвели лишь в 1596 году, а сам город возродился ещё позже.


Про традицию крестного хода

Впервые крестный ход из Курска в Коренную Пустынь состоялся в 1618 году – в последней как раз заново отстроили разрушенный в Смуту храм. С тех пор ежегодно икона уезжала в летнюю резиденцию на срок от пары дней до нескольких месяцев.

Но и до этой традиции икона частенько перемещалась: то царь Фёдор Иоаннович на неё посмотреть желал, то Лжедмитрий I с собой возил. А до этого, по церковным легендам, икона и вовсе сама перемещалась. Например, православные верят, что обретённый образ попросту исчезал из Рыльска, куда его привезли, и оказывался на том месте, где его и нашли. Так что пришлось на том месте и строить монастырь, первым настоятелем которого стал рыльский священник Георгий.


Из двух частей

В поругании иконы «Знамение» православные винят татар. Вернее, в попытке поругания. По легенде, в 1383 году в деревянной часовенке на икону молился богочестивый старец Боголюб. Молился, пока не вышли к нему полчища татар, влекомых мыслью сжечь часовню вместе с иконой-покровительницей земли курской. Однако гореть часовня не захотела. Тогда татары со злости разрубили образ надвое, а старика угнали в Крым.

Вскоре старца выкупили послы и хотели отвезти к московскому князю. Однако Боголюб отправился на берег Тускари, где нашёл части иконы, которые на его глазах срослись. Сама история, если и могла в каком-то виде произойти, то явно не в указанное время – на Русь крымские татары начали ходить только в XVI веке А вот икона действительно состоит из двух частей.

Одним из почитателей святыни был царь Фёдор Иоаннович. Считается, именно заинтересованность курской иконой повлияла на то, что правитель в 1597 году отдал приказ о восстановлении самого Курска. А пока шло строительство, «Знамение» с почестями доставили в Москву. Царь велел вставить образ в кипарисовую доску с изображением ветхозаветных пороков, а царица Ирина собственноручно расшила пелену для оклада золотыми нитями.

В 20-е годы XX века образ исследовал искусствовед Николай Беляев. Он констатировал, что икона состоит из средника и большой доски, причём, живопись на первой относится к XV веку, тогда как поля были расписаны в конце XVI века.

Учёный против иконы

Помимо крымских татар у курских православных есть ещё один враг – знаменитый изобретатель Анатолий Уфимцев. А всё дело в теракте, организованном им в юном возрасте.

Революционными идеями Уфимцев проникся ещё во время учёбы в реальном училище. В 16 лет он изобрёл электрическое перо и скоропечатающую машину для изготовления листовок и прокламаций. А в 18 лет решил взорвать главную курскую святыню.

Считается, что своими действиями юный изобретатель, связывающий невежество с религией, хотел развеять миф о чудотворности образа. Месте с тремя приятелями он подложил изготовленное им часовое взрывное устройство за иконостас Знаменского монастыря.

При этом молодые люди сделали всё, чтобы избежать человеческих жертв – взрыв прогремел в ночь на 8 марта 1898 года. Было ли это чудо, или дело в наличии у монахов списков иконы, но взорванный образ остался невредимым.

Уфимцев и его приятели были арестованы только спустя три года с момента теракта. Анатолий провёл пять лет в ссылке в Казахстане, после чего вернулся в Курск, где сделал огромное количество открытий.


Как икону от списка отличили


Первая копия иконы «Знамения» была сделана ещё в начале XVII века. С тех пор было создано множество списков, один из которых и носили в наше время крестным ходом в Курской области вместо находящегося в Нью-Йорке оригинала. Однако после революции с копиями вышел конфуз.

Всё началось с преступления: ночью 11 апреля 1918 года из Знаменского собора были похищены и копия, и оригинал «Знамения». По церковным легендам, 3 мая, в день памяти Феодосия Печерского, пропажу обнаружила бедная женщина-белошвейка. Иконы в холщовом мешке были спрятаны в колодце, по преданию вырытым Феодосием Печерский.

Перед духовенством встала тяжёлая задача. Оклады с икон были сняты, и, какая из них была оригиналом, никто не знал. За помощью обратились к иконописцу Георгию Шуклину: он писал копию иконы, и был немногим, кто знал оригинал «в лицо». Шуклин объяснил выбор старостью оригинала и наличием рубца, якобы, оставшимся после того, как в 1383 году икону разрубили татары. Чтобы успеть к торжественной службе, на икону надели довольно скромный оклад, в котором она находится до сих пор.

Что касается личности неизвестных воров, то православный народ во всём обвинил курских чекистов.

Икона для Пиночета

Аугусто Пиночет, его супруга Люсия и протоиерей Борис Крицкий с Курской Коренной иконой, начало 1980-х годов

Среди поклонников курской иконы встречаются совсем неожиданные персонажи. Глубоко чтил её печально известный чилийский диктатор Аугусто Пиночет.

Кровавый правитель всю жизнь был набожным католиком, а на старости лет сдружился с православными священниками. Неизгладимое впечатление на диктатора произвела икона Курская Коренная «Знамение», ненадолго привезённая в Сантьяго из Нью-Йорка. В итоге один из батюшек подарил Пиночету маленькую копию иконы на цепочке.

Считается, что образ «Знамение» был у диктатора, когда на него в 1986 году совершили покушение. Помимо обстрела, в окно машины, в которой Пиночет ехал вместе с маленьким внуком, бросили гранату, но она так и не взорвалась.

По легенде, икону диктатор больше не снимал и в 2006 году умер с нею на груди.