В этом году Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была доставлена на место своего летнего пребывания без лишнего шума. Обычно всё действо сопровождается толпами народа, крестным ходом в местечко Свобода и Коренской ярмаркой, да и в последние годы в Курскую область привозили подлинник образа из Нью-Йорка. Пандемия коронавируса перечеркнула всё, кроме одного — для православных курян Знамение остаётся одним из главных символов региона. Казалось бы, куряне досконально знают историю главной святыни своего региона. Но так ли это? Мы постарались собрать ряд малоизвестных фактов о Коренской иконе. Древняя, но не на столько
У курской иконы красивая легенда: считается, что её нашли лежащей на земле у корней дерева. А когда образ подняли, из-под него забил ключ. По всем православным канонам случилось это 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1295 года. Увы, миф давно развеян учёными.
В 1920-х годах в Белграде икону исследовал видный искусствовед Николай Беляев. По его вердикту, икона появилась не раньше конца XV — начала XVI веков. В наше время заведующая Научно-фондовым отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Татьяна Нечаева исследовала сохранившиеся исторические документы и доказала, что обрести чудесный образ Богоматери куряне раньше XVI века никак не могли.
Не курская, а рыльская
В делах, касающихся нашей иконы, единственным вызывающим доверие историков древним документом является Повесть о граде Курске, созданная в середине XVII в. Её изучением много лет занимается курский учёный Алексей Раздорский. В повести указывается, что икону нашли рыляне. Там же есть указания на примерное время обретения.
По историческому документу события происходили в окрестностях разгромленного татаро-монголами Курска. Местность успела зарасти лесами и чащами, в которую приходили охотиться и собирать мёд люди из градов из Рылска и из ыных. Нашедшие икону рыляне рассказали о ней своим землякам. В итоге рыльский князь «Шемяка» привёз находку в свой город. Историки вычислили, что речь скорее всего идёт о Василии Ивановиче Шемячиче, князе новгород-северском и рыльском. Впрочем, любоваться иконой ему долго не пришлось — уже в 1523 году он был обвинён в измене и умер в заточении в 1529 году.
Что касается Курска, то его в это время попросту не было – заново крепость возвели лишь в 1596 году, а сам город возродился ещё позже.
Про традицию крестного хода
Впервые крестный ход из Курска в Коренную Пустынь состоялся в 1618 году – в последней как раз заново отстроили разрушенный в Смуту храм. С тех пор ежегодно икона уезжала в летнюю резиденцию на срок от пары дней до нескольких месяцев.
Но и до этой традиции икона частенько перемещалась: то царь Фёдор Иоаннович на неё посмотреть желал, то Лжедмитрий I с собой возил. А до этого, по церковным легендам, икона и вовсе сама перемещалась. Например, православные верят, что обретённый образ попросту исчезал из Рыльска, куда его привезли, и оказывался на том месте, где его и нашли. Так что пришлось на том месте и строить монастырь, первым настоятелем которого стал рыльский священник Георгий.
Из двух частей
В поругании иконы «Знамение» православные винят татар. Вернее, в попытке поругания. По легенде, в 1383 году в деревянной часовенке на икону молился богочестивый старец Боголюб. Молился, пока не вышли к нему полчища татар, влекомых мыслью сжечь часовню вместе с иконой-покровительницей земли курской. Однако гореть часовня не захотела. Тогда татары со злости разрубили образ надвое, а старика угнали в Крым.
Вскоре старца выкупили послы и хотели отвезти к московскому князю. Однако Боголюб отправился на берег Тускари, где нашёл части иконы, которые на его глазах срослись. Сама история, если и могла в каком-то виде произойти, то явно не в указанное время – на Русь крымские татары начали ходить только в XVI веке А вот икона действительно состоит из двух частей.
Одним из почитателей святыни был царь Фёдор Иоаннович. Считается, именно заинтересованность курской иконой повлияла на то, что правитель в 1597 году отдал приказ о восстановлении самого Курска. А пока шло строительство, «Знамение» с почестями доставили в Москву. Царь велел вставить образ в кипарисовую доску с изображением ветхозаветных пороков, а царица Ирина собственноручно расшила пелену для оклада золотыми нитями.
В 20-е годы XX века образ исследовал искусствовед Николай Беляев. Он констатировал, что икона состоит из средника и большой доски, причём, живопись на первой относится к XV веку, тогда как поля были расписаны в конце XVI века.
Учёный против иконы
Помимо крымских татар у курских православных есть ещё один враг – знаменитый изобретатель Анатолий Уфимцев. А всё дело в теракте, организованном им в юном возрасте.
Революционными идеями Уфимцев проникся ещё во время учёбы в реальном училище. В 16 лет он изобрёл электрическое перо и скоропечатающую машину для изготовления листовок и прокламаций. А в 18 лет решил взорвать главную курскую святыню.
Считается, что своими действиями юный изобретатель, связывающий невежество с религией, хотел развеять миф о чудотворности образа. Месте с тремя приятелями он подложил изготовленное им часовое взрывное устройство за иконостас Знаменского монастыря.
При этом молодые люди сделали всё, чтобы избежать человеческих жертв – взрыв прогремел в ночь на 8 марта 1898 года. Было ли это чудо, или дело в наличии у монахов списков иконы, но взорванный образ остался невредимым.
Уфимцев и его приятели были арестованы только спустя три года с момента теракта. Анатолий провёл пять лет в ссылке в Казахстане, после чего вернулся в Курск, где сделал огромное количество открытий.
Как икону от списка отличили
Первая копия иконы «Знамения» была сделана ещё в начале XVII века. С тех пор было создано множество списков, один из которых и носили в наше время крестным ходом в Курской области вместо находящегося в Нью-Йорке оригинала. Однако после революции с копиями вышел конфуз.
Всё началось с преступления: ночью 11 апреля 1918 года из Знаменского собора были похищены и копия, и оригинал «Знамения». По церковным легендам, 3 мая, в день памяти Феодосия Печерского, пропажу обнаружила бедная женщина-белошвейка. Иконы в холщовом мешке были спрятаны в колодце, по преданию вырытым Феодосием Печерский.
Перед духовенством встала тяжёлая задача. Оклады с икон были сняты, и, какая из них была оригиналом, никто не знал. За помощью обратились к иконописцу Георгию Шуклину: он писал копию иконы, и был немногим, кто знал оригинал «в лицо». Шуклин объяснил выбор старостью оригинала и наличием рубца, якобы, оставшимся после того, как в 1383 году икону разрубили татары. Чтобы успеть к торжественной службе, на икону надели довольно скромный оклад, в котором она находится до сих пор.
Что касается личности неизвестных воров, то православный народ во всём обвинил курских чекистов.
Икона для Пиночета
Среди поклонников курской иконы встречаются совсем неожиданные персонажи. Глубоко чтил её печально известный чилийский диктатор Аугусто Пиночет.
Кровавый правитель всю жизнь был набожным католиком, а на старости лет сдружился с православными священниками. Неизгладимое впечатление на диктатора произвела икона Курская Коренная «Знамение», ненадолго привезённая в Сантьяго из Нью-Йорка. В итоге один из батюшек подарил Пиночету маленькую копию иконы на цепочке.
Считается, что образ «Знамение» был у диктатора, когда на него в 1986 году совершили покушение. Помимо обстрела, в окно машины, в которой Пиночет ехал вместе с маленьким внуком, бросили гранату, но она так и не взорвалась.
По легенде, икону диктатор больше не снимал и в 2006 году умер с нею на груди.