Курские казаки: «Злобные, вороватые, но бойцы непревзойдённые»

Глава Курского казачьего общества уверен: русское казачество зародилось именно на Курской земле
11:38, 12.02.2020

Практически все знают про донское и кубанское казачество. Многие слышали — про терское и уральское (яицкое). Но мало кто знает про казачество курское. А зря! Местные казаки считают, что именно оно является настоящей первоосновой русского казачества в целом.

Об этом и многом другом мы говорим с атаманом Курского окружного казачьего общества казачьим полковником Игорем Филипповским. В интервью выражена точка зрения нашего собеседника на историю развития казачества. Редакция не оспаривала его трактовку исторических фактов и допускает, что она может расходиться с общепринятой точкой зрения.

— Первое летописное упоминание о казачестве датировано 1444 годом, — рассказывает Игорь Васильевич. — И это Рязанское казачество. А буквально через 50 лет было организовано Курское казачество. Общеизвестно, что с юга, со степи всегда исходила угроза Руси. И Рязанское казачество практически всё полегло в схватках. Зато осталось Курское — считается, что это те, кто устоял от нашествия степняков с юга. Со всей ответственностью можно утверждать, что Курская земля — это край, который и дал толчок к развитию всего казачества.

— Версия вполне закономерная: ведь именно здесь в те годы тогда порубежье…

— Когда говорят, что донские казаки появились раньше всех, это заблуждение. Почему-то все считают, что Дон только там — в понизовье. Но Дон-то начинается из-под Тулы и проходит через Воронеж. И когда Муравский шлях переносился сначала со стороны Рыльска через Льгов, Пены, Курск, смещался на восток в сторону Воронежа, то прикрывали его как раз курские (или северские) казаки. По сути часть Брянской области, Сумы, Белгородская и часть Орловской области — всё это входило в Курское воеводство, которое и защищали казаки.

Кстати, название заповедника «Стрелецкая степь» не совсем верно. На самой территории заповедника есть музей, и первое что мы там видим — карта в трехмерном изображении, где степь именуется не Стрелецкой, а Казачьей. А Стрелецкая — это лишь небольшая её часть. Казаки защищали всю эту засечную черту, охраняя до Белгорода территории, разъезды, Муравский шлях. А стрельцы пришли сюда через 20 лет после казаков.

— Но постепенный исход казаков тоже не случаен?

— Стрельцов почему привели сюда? Казаки были великолепными бойцами, как у Даля: злобные, вороватые, но как бойцы непревзойдённые. Это именно про курских казаков. Они могли развернуться — если кто-то насолил им за спиной — и устроить всем взбучку. Поэтому и завезли сюда стрельцов — дабы утихомирить любые казачьи поползновения против Москвы и не пускать их туда.

А вообще — ещё Толстой сказал, что Россию сделали казаки. Куда бы мы ни посмотрели — защита и расширение территорий Российской империи — заслуга казаков. Все слышали про Ермака. Даже в Персии наши казаки охраняли шахов. На тот момент это была элита, лучшие войска. Мобильные, умело владеющие оружием, знали абсолютно всё про то, как вести себя на поле боя.

Вот наглядный пример. На протяжении своей истории Курск дважды был буквально стёрт с лица земли. Второй раз его восстановили в 1595 году. Это была крепость с церковью внутри. В этой крепости было две с половиной тысячи казаков. Гражданского населения практически не было.

Когда сюда пришло польско-литовское войско — 47 тысяч, казаки приняли удар, а в последующие две ночи в результате двух вылазок казаков (а под Курском очень много подземных ходов, выходящих далеко за пределы города) было уничтожено 8 тысяч вражеских воинов. После чего полякам с литвинами пришлось отправиться домой. С тех пор Курск всегда обходили стороной.

После того как границы Московского государства стали передвигаться на юг, казачество двигалось именно с Курской земли. Две с половиной тысячи семей курских казаков отправились на Кубань и около трёх тысяч семей — на Дон.

Когда я разговариваю с донскими и кубанским казаками, я им говорю: ребята, покопайтесь в своей истории и скажите как назвалась первая станица на Кубани? Оказывается, станица Курская! И до сих пор на Кубани есть Курский район и станица Курская. И табличка там есть: «Станица основана курскими и рыльскими казаками».

То бишь это всё, выражаясь современным языком, «дочерние предприятия», тогда как земля курская — это мать казачества. Очень много станиц основано курскими и рыльскими казаками. В частности, одна из первых и самых крупных станиц на Дону — Михайловская. И за Урал уходило около трёх тысяч семей. Поэтому я считаю, что курские казаки — это основа всего российского казачества.

— Но после того как границы расширились и Курск перестал быть порубежным городом, курское казачество постепенно пришло в упадок.

— В Российской империи Курск имел большое значение — все наши цари-императоры побывали здесь. Но почему память о курском казачестве стёрта? Мало кто знает исторические факты.

Екатерина II бывала здесь неоднократно. Следуя со стороны Крыма по Муравскому шляху через Курск, она останавливалась на Селиховых дворах. Здесь был устроен бал, куда пригласили и всех атаманов. Их было много, это и курские казаки, а также Сумский полк, сотни которого стояли в Судже, Рыльске, Льгове, Пенах.

Со Льговом связано множество легенд о Кудияре. У него слава бандита, разбойника, но он тоже был казачьим атаманом. И острог, который там существует до сих пор, и который мы пытаемся сейчас восстановить, стоит прямо на берегу Сейма. Тогда он был судоходен и без казаков прохода не было бы никому.

У Кудияра была своя сотня, и он тоже был приглашён на бал. Но получилось так, что его оскорбили. Тогда он сел на лошадь, долетел до Льгова, поднял сотню, и под Ефросимовкой достал обоз императрицы.

Спаслось три человека — императрица и два верховика. После этого была дана команда, чтобы в Курске забыли о казачестве. Постепенно казаков стали переводить в разряд однодворцев. Кроме того, было собрано пять полков и отправлено на турецкие войны, и к новым границам. Однако кое-кто возвращался, становясь однодворцами, курская топонимика хранит память о былом — Казачий лог, Верхняя и Нижняя Казацкая. Много родовых казаков до сих пор здесь живёт.

— Но в новейшей истории, когда в силу политической ситуации Курск опять стал порубежным городом, стало возрождаться и казачество….

— В настоящее время донские, кубанские, терские казаки прикрывают юг, Северный Кавказ. И государство в первую очередь обращало внимание на них, выделяя достаточно серьёзные денежные средства. Но в связи с обострением ситуации на Украине — и даже раньше, с 1994 года, обратили внимание и на Курское порубежье. И вспомнили, что здесь тоже было казачество. И тогда же здесь начали возникать казачьи общества. По тем же образцам — сотни это по сути станицы. Развитие достигло своего пика к 2012 году, когда войско казачье составило свыше 5 тысяч человек. Потом немного уменьшилось, остались только те, кто не видит себя вне казачества.

— Что представляет собой курское казачество сегодня?

— Только в Курске у нас три казачьи общества: Курское городское, Курское городское «Защита Отечества», Курское хуторское. Границу прикрывают три казачьих отряда, которые были созданы на базе Беловского, Кореневского и Суджанского казачьих обществ. В общей сложности это более 80 человек, которые совместно с пограничниками несут службу на границе.

Кроме того, Курское окружное казачье общество вошло в государственный реестр казачьих войск России. Он как раз и подразумевает охрану государственной границы, общественного порядка. Но есть также иная служба, которая предусматривает охрану памятников, крестных ходов, помощь храмам. Ведь у казачества всегда было три ипостаси — служба Отечеству, казачеству и вере православной.

Общее количество казаков на сегодня около двух тысяч. А в реестре — тех, кто дал своё согласие на несение государственной службы — 1005 человек. Что касается быта, то сейчас он в стадии становления, есть планы, касательно которых мы встречались с губернатором Романом Старовойтом — он оказывает нам помощь.

Ранее мы никак не могли добиться принятия закона о выделении казачеству земель без торгов. Роман Старовойт подписал все документы, и ждём рассмотрения Областной думой. Для нас это очень важно — чтоб на выделенной земле создать поселения казаков — станицы либо хутора, основу казачьего быта и всей казачьей жизни.

А что касается возрождения традиций — вот уже 9 лет как проводится международный фестиваль «Казачья станица Москва», в котором участвуют все регионы России, а также гости из Белоруссии, Украины, Сербии. И последние 3 года по всем показателям — в частности, по развертыванию куреня, по представлению казачьих ремесел, по выступлению концертных коллективов, — Курский край и наше казачье общество занимает первое место.

Беседовал Олег Качмарский

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: