Курские руины: кресты Покровской церкви над «Зарей коммунизма»


В Обоянском районе медленно разрушается деревянное здание конца XIX века


В селе Каменка Обоянского района доживает свой век Покровская церковь. Полуразрушенное деревянное строение круглый год привлекает фотографов и блогеров. Но несмотря на такую популярность, здание обречено в скором времени исчезнуть...

Впервые о церкви Покрова Пресвятой Богородицы упоминается в документах конца XVIII века. За вековую службу деревянное здание обветшало, и прихожане собрали деньги на новое. Его возвели в 1893 году на том же месте и вновь — из дерева. Только на этот раз стены поставили на кирпичном фундаменте.

Величественное здание венчали шесть глав, крытые железными листами. На каждой — по железному резному кресту, покрытому золотом. В одной из глав находилась колокольня с 4 колоколами. Впрочем, 2 из них быстро вышли из строя.

Вопрос освещения внутри здания решался 20-ю окнами и тремя люстрами на железных цепях. Стены снаружи были покрашены, а внутри — расписаны. В церкви находилось три деревянных иконостаса, покрытых позолотой, с 43 иконами.

Освящение церкви прошло 7 июня 1897 года, спустя десять лет внутреннюю роспись стен подправили, иконостасы починили. А ещё через десять грянула революция...

Первые годы Покровская церковь продолжала свою работу. С момента освящения нового здания до 1923 года здесь служил священник Владимир Попов. Кто был сразу после него — неизвестно, но последним батюшкой здесь будет 33-летний иерей Василий Артамонов. Позже, в Великую Отечественную войну, он совершит настоящий подвиг.

В Каменку отец Василий с женой и тремя маленькими детьми прибыл в декабре 1928 года. Тяжёлыми времена тогда были не только в светской власти, но и в церковной — начался раскол. Артамонов в прошлом подавался в так называемые обновленцы, но уже в 1924 году покаялся и был прощён. Получив назначение в Покровскую церковь от ярого борца с обновленчеством владыки Дамиана Воскресенского, отец Василий и сам стал активным церковным деятелем и борцом с новшествами.

Активность не могла скрыться от советской власти. Теперь уже трудно установить, в какой последовательности развивались события, но в 1929-1930 годах церковь в Каменке была закрыта, а отец Василий, у которого только родился четвёртый ребёнок, арестован НКВД.

Началась чехарда из приговоров, заключений и кратковременных возвращений на свободу. В Каменку священник больше не вернётся. В перерывах между следствиями он будет жить в Обояни, работая печником и землекопом. И только в войну получит место в Никольском храме села Горяиново.

В 1943 году при отступлении Красной армии в его храме спрятались два раненых бойца. Пришедшие немцы обыскивали дома и добивали солдат. Но отец Василий в храм их не пустил. Он облачился и с крестом и Евангелием встал на входе. Стрелять в священника немцы, по счастливому случаю, не стали и прошли мимо.

Один из спасённых бойцов вскоре, увы, умер, а выживший оказался комиссаром полка! Артамонова даже хотели наградить, но из-за лагерного прошлого награда так и не нашла героя.

В это время Покровская церковь в селе Каменка уже давно была складом для зерна. Вокруг неё появился колхоз «Заря коммунизма». Интересно, что за все годы с церкви так и не сняли кресты.

После перестройки колхоз превратился в сельхозкооператив «Заря» и какое-то время в складских помещениях была нужда. Однако очень быстро предприятие стало убыточным, и к заброшенной церкви добавились и другие брошенные строения.

На данный момент Покровская церковь разрушается на глазах — находится в ней, увы, небезопасно. Восстановить такое здание практически невозможно. Впрочем, пару лет назад в соцсетях начался сбор средств на постройку в селе Каменка точной копии Покровской церкви. Надо ли говорить, что дело застопорилось.

Некоторое время местные жители устраивали около разрушенной церкви субботники: убирали мусор, косили траву. Однако сейчас этому нет никаких свидетельств.

Кстати, таинственный вид полуразрушенного деревянного строения не мог не привести к рождению какой-нибудь местной легенды. В итоге именно здесь куряне прописали... съёмку советского фильма «Вий». Увы, но к экранизации знаменитой повести Николая Гоголя Курская область никакого отношения не имеет. Основные действия сняли в павильоне «Мосфильма», а вот для натуральных съёмок выбрали три старинные церкви. Все они — украинские.